Franshiza.ru публикует обзор топ-франшиз 2013, составленный в рамках ежегодного делового обзора франшиз США (Franchise Business Review) на основе данных об уровне удовлетворенности франчайзи.
Алгоритм поиска франчайзи
- Автор: Оксана Созинова
- Издание: Sales Buziness/ Продажи
Бизнесом владеет покупатель франшизы, хотя франчайзор сохраняет контроль над способом распространения продуктов и маркетинговой стратегией.
Кто может быть надежным франчайзи?
Ответ на этот вопрос состоит из двух блоков: первый - это общие, скорее психологические требования к франчайзи как таковому, второй - требования франчайзора, которые базируются на специфике работы в данной отрасли и с данным типом франшизы.Начнем с того, что франчайзи не совсем предприниматель по способу ведения бизнеса. Главное, он должен уметь соблюдать стандарты и иметь силу воли ничего не менять. В западной литературе используют термин "интерпренер-лайт", подразумевая франчайзи. С одной стороны, он должен быть дрессируемым, с другой - предпринимателем. Настоящий предприниматель - лидер по сути: он сам принимает решения, меняет ситуацию.
По словам американского эксперта по франчайзингу Майкла Зайда, хорошие покупатели франшизы улучшают систему лишь путем более тщательного исполнения инструкций. Вот почему многие компании ищут франчайзи, не имеющих опыта работы в торговле, в сфере услуг, чтобы у предпринимателя не было искушения улучшить что-либо в своем предприятии.
Некоторые франчайзоры ищут проверенных профессионалов
Франчайзоры располагают двумя подходами к определению проблемы квалификации партнеров. Одни желают работать только с проверенными профессионалами (салоны красоты, крупные ритейлоры), другие же предпочитают обучать партнеров по полной программе и, не колеблясь, подписывают франчайзинговое соглашение с теми, кто никогда не занимался подобным бизнесом (процедурные кабинеты лабораторной диагностики, мелкая розничная торговля).Некоторые франчайзеры выбирают франчайзи из числа собственных работников, которые знакомы со спецификой бизнеса и не нуждаются в обучении. В свою очередь, проработав определенное время в компании на административной должности, потенциальный франчайзи имел возможность узнать серьезность намерений своего партнера и оценить прибыльность бизнеса. Такую систему приветствуют, например, крупные торговые центры.
Проблема обучения является ключевой для тех франчайзеров, кто ищет партнера извне. И, тем не менее, набор франчайзи среди людей, не имеющих необходимого опыта, практикуется во многих сетях. Преимущество такого подхода в том, что отсутствие опыта подразумевает и отсутствие предрассудков, возможность быстрого приспособления к стандартам работы франчайзора, порой сильно отличающихся от традиционных.
Именно поэтому обучение сотрудников франчайзи составляет важную часть ноу-хау франчайзора, который должен принять на себя расходы по их профессиональной подготовке.
Это так называемый диагностический опросник, построенный по принципу навязываемого выбора. Каждый вопрос связан с определенным качеством, которым, по мнению франчайзора, должен обладать будущий франчайзи. Естественно, что именно этот опросник подходит не для всех отраслей франчайзингового бизнеса.
Некоторые франчайзоры могут привлечь людей, которые, скажем, не амбициозны, но умеют сосредоточить свои усилия на том, как бы лучше обслуживать вверенный им участок. И хотя есть франчайзоры, предпочитающие сотрудничать с теми, кто не имел опыта paботы в данном бизнесе, другие рассматривают такой опыт как преимущество.
Действительная ценность подобных тестов не только в том, чтобы франчайзор определил, подходит ли ему данный франчайзи, но и в том, чтобы потенциальный приобретатель франшизы задумался о своих способностях и возможностях, что называется, примерил на себя бизнес по франчайзингу.
Профессиональный военный не только привык исполнять приказы - при этом он может еще и руководить.
Взаимоотношения франчайзора и франчайзи
Франчайзер и франчайзи начинают партнерские отношения, имея свои планы и надежды. Это сотрудничество дает не только полезный эффект, но и создает определенные трудности и ограничения. Каждый партнер должен подчинить себя общей цели, общим правилам, общим договоренностям, то есть свои интересы согласовывать с интересами другой стороны. Развитие отношений во франчайзинге сравнивают и с взаимоотношениями родителей и ребенка, и брачными узами. Любое из этих сравнений подразумевает три фазы, которые проходят партнеры: взаимопонимание и даже зависимость на начальном этапе, бунтарство - на втором, спокойное взаимопонимание и долгосрочное партнерство на основе компромиссов впоследствии.
Первая фаза - практически полное взаимопонимание, так как франчайзи быстро учится, ведь на карту поставлена большая часть или даже все его сбережения. Данный этап характеризуется довольно высокой степенью зависимости франчайзи от франчайзора. Однако этот период быстро заканчивается, и наступают сложные времена для обеих сторон. Франчайзи осваивает новый бизнес, становится успешным бизнесменом. Ему кажется, что бизнес принадлежит только ему (что на самом деле не так), что он создал его с нуля (что не совсем так).
На этом этапе франчайзи начинает задумываться, нужна ли ему вообще поддержка франчайзора. То, что раньше в его представлении было помощью, становится больше похоже на вмешательство. Более того, франчайзи обязан регулярно выплачивать франчайзору роялти, что очень напоминает налогообложение. У франчайзи возникают новые идеи о том, как надо управлять бизнесом, как можно его улучшить, а не придерживаться чужих, навязанных ему правил. На втором этапе возможно осложнение взаимоотношений между партнерами. В этот период франчайзор должен максимально открыто работать с франчайзи, постоянно демонстрируя партнеру свою степень вовлеченности в его бизнес. Возможно, франчайзор сможет предоставить партнеру свободу выбора и право решения кое-каких вопросов, не изменяющих формат бизнеса, поскольку двух совершенно одинаковых предприятий не бывает.
Именно в этот период отношения франчайзора и франчайзи достигают той фазы развития, когда обе стороны смогут взаимовыгодно сотрудничать достаточно долгое время.
Франчайзинговое соглашение не решает всех вопросов
Сеть франчайзинговых предприятий – это, прежде всего, некая концепция магазинов и товаров, личностей и коллектива (команды). Если каждый партнер проявляет добрую волю, то легко добиться взаимного учета интересов. Какими бы строгими ни были условия франчайзингового соглашения, они не страхуют ни франчайзора, ни франчайзи от недобросовестности партнера. Опыт показывает, что ни одному франчайзору не удалось удержать франчайзи внутри сети против его воли, опираясь только на франчайзинговое соглашение.
Мера ответственности за несоблюдение стандартов франшизы - разрыв взаимоотношений. Как правило, при этом франчайзи обязан изменить концепцию бизнеса, отказаться от использования ноу-хау, которое ему было передано в рамках франчайзингового договора. Франчайзор может настоять на изменении декора, естественно, название и логотип тоже придется изменить, а также, возможно, переоборудовать заведение, отказаться от поставщиков, потерять скидки и т. д.
Многие франчайзи ожидают от владельцев сетей широкого спектра услуг, но не все готовы оплачивать расходы. С другой стороны, часто франчайзоры рассматривают роялти как нечто вроде постоянной и ни к чему не обязывающей ренты.
Алгоритм поиска франчайзи
Для достижения этой цели существует два пути:
- разработка франшизы и поиск франчайзи собственными силами головной компании;
- перепоручение этой заботы специальным агентствам.
Первый путь выбирают, как правило, крупные фирмы, предлагающие дорогие франшизы. Такая компания имеет большой штат сотрудников, отвечающих за франчайзинговое направление развития бизнеса, а разработка франшизы производится собственными специалистами. Головная компания исследует региональные рынки и при выявлении потенциально перспективных начинает поиск франчайзи именно в этих регионах.
Следующим шагом является выбор местоположения для будущего франчайзингового магазина. Компания "Эльдорадо", например, для привлечения в сеть франчайзи целенаправленно ищет опытных предпринимателей, владельцев небольших магазинов бытовой техники, расположенных на центральных улицах интересующего их города. Если владелец магазина не согласен становиться франчайзи компании "Эльдорадо", менеджеры по франчайзингу обращаются к следующему претенденту.
Например, претендент для начала должен заполнить специальную анкету, разработанную специалистами, которая позволяет приблизительно оценить опыт предпринимательской деятельности будущего партнера, его финансовые ресурсы, возможность работать на непростом рынке готового бизнеса.
На этом этапе отсеивается достаточно большая группа инвесторов, как правило, из-за отсутствия специальных знаний. Но все претенденты заносятся в специальную базу данных, так как со временем их потенциал может вырасти, и тогда они смогут претендовать на право развивать рынок готового бизнеса в регионах.
"Перекресток" считает, что проблему поиска партнеров компания должна решать самостоятельно. Это оправдано, когда фирма имеет возможность создать отдельное подразделение в составе холдинга с привлечением специалистов различного профиля (юристов, маркетологов, экономистов, специалистов по PR и рекламе). Такая франшиза, как правило, стоит дорого и предназначена для серьезных партнеров, которые сами обращаются к франчайзеру, уже имея представление о его бизнесе.
Нужно отметить, что специально организованный под развитие франчайзинговой сети отдел разрабатывает предложение, основываясь на доскональном знании бизнес-процессов своей компании. Именно поэтому франчайзинговые предложения, созданные в таких отделах, дают четкое представление о том, как устроен бизнес, каким образом его можно клонировать, дают подробные инструкции по ведению бизнеса в дальнейшем.
Консалтинговые компании, специализирующиеся на франчайзинге, зачастую имеют в разработке сразу несколько проектов и работают по продвижению на рынок от десятка различных предложений. Имея достаточный опыт за плечами, специалисты консалтинговых фирм реже ошибаются.
Для конкретного коммерсанта решающим фактором в выборе франшизы в России является концептуальная и финансовая привлекательность франшизы, продуманность всего бизнес-проекта. Клиенты таких франчайзинговых компаний - небольшие фирмы или инвесторы, ограниченные в средствах, желающие при наличии умеренного риска вести собственное дело и получать стабильный доход. Как правило, эти клиенты не имеют четкого представления о том, чем именно они хотят заниматься, главное, чтобы предложенный бизнес гарантировал прибыль.
Как мы ищем франчайзи?
Точно так же, как и франчайзи ищут франчайзеров...
Мероприятия, направленные на поиск франчайзи:
- Участие в специализированных выставках, посвященных теме франчайзинга, проведение семинаров и конференций, обучающих тренинговых программ.
- Собственный сайт. Свой web-pecypc для франчайзора так же важен, как и упоминание в прессе, потому что сегодня большинство предпринимателей способны задать в поисковике название компании и найти ее след в Интернете. На сайте должна быть представлена максимально полная информация об условиях вступления в сеть и этапы дальнейших взаимоотношений между компанией-франчайзором и ее франчайзи.
- Продвижение брэнда. Потенциальные франчайзи в первую очередь хотят присоединиться к успеху, а значит, сильный брэнд не может остаться не замеченным. Пассивный поиск франчайзи - это направление усилий только на продвижение брэнда при наличии франчайзинговой сети.
Даже очень известному брэнду тяжело выходить в регионы. Именно поэтому крупные фирмы часто обращаются за помощью в консалтинговые компании, чтобы они представляли их в разных регионах совместно с другими проектами - это и дешевле, и привлекает внимание большего числа людей.
Российские реалии
Иностранцы стараются соблюдать стандарты вплоть до того, что настаивают на своих поставщиках, а для России это дорого. Франчайзор строго следит за соблюдением стандартов, описанных во франчайзинговом договоре, меню ресторана может состоять только из блюд, указанных франчайзором.
В заключение можно добавить, что наибольший интерес в России у потенциальных франчайзи вызывают предложения стоимостью до 50 тыс. долларов независимо от сферы приложения капитала.
Читайте также
В Западной Европе и США фастфуд — настоящая «звезда» франчайзинга: на него приходится 15–20% всех работающих по франшизе предприятий. В России этот показатель на удивление низок — менее 6%; более того — российский фастфуд по крайней мере на 85% состоит из разрозненных, несетевых точек
Федеральная сеть выездных химчисток мебели КАПЛЯ активно работает, развивается, в скором времени будем предлагать клиентам сопутствующие услуги, под стать окончанию эпидемии