подобрать франшизу
Все статьи

Франчайзинг адаптировался к работе в условиях пандемии

  • Издание: РБК+

Франчайзинговая бизнес-модель по итогам 2021 года покажет самый высокий рост продаж со времен последней рецессии, говорится в исследовании американской FRANdata, проведенном по заказу Международной ассоциации франчайзинга (IFA), «Экономические перспективы франчайзинга 2021». В США, например, где сосредоточено порядка 80% всего мирового объема рынка франшиз и где в 2020 году было закрыто 20 тыс. франчайзинговых точек, а работу потеряли 900 тыс. человек, большая часть потерь будет компенсирована уже в этом году. FRANdata по итогам этого года прогнозирует открытие 26 тыс. новых франчайзинговых предприятий, 800 тыс. новых рабочих мест и рост общего количества занятых в сегменте до 8,3 млн человек. Вклад франчайзинговых предприятий в экономику страны составит $780 млрд, а доля сегмента в ВВП увеличится до 3,5%.

Бизнес начал восстанавливаться после пандемии, в том числе благодаря новым точкам входа на рынок через франчайзинговые модели, отмечает исполнительный вице-президент Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко. В третьем квартале 2021 года, в частности, замедлилась наблюдавшаяся с начала этого года ликвидация ИП. По данным «СПАРК-Интерфакс» (агрегирует сведения Федеральной налоговой службы), число ИП на 1 октября 2021 года составило 3,55 млн, тогда как по итогам первого полугодия число предпринимателей снизилось до 3,14 млн. В 2020 год система «СПАРК-Интерфакс» насчитывала 3,72 млн ИП.

Франчайзеры в рекордно короткие сроки адаптировали франшизы, говорит руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. Например, продавцы франшиз, по ее словам, чаще стали предлагать формат «инвестиционной франшизы», когда покупатель только вкладывает деньги, а всем операционным управлением занимается сам франчайзер.

«По настроениям видно, что инвесторы устали чего-то ждать и бесконечно откладывать покупку франшизы или старт бизнеса», – добавила Рождественская.

По данным Franshiza.ru, несмотря на снижение в прошлом году на фоне длительных ограничений на работу ряда отраслей выручки франчайзинговых точек, оборот рынка сократился на 27%, до 2,04 трлн рублей, по числу купленных франшиз и количеству новых франчайзеров рынок вырос на 5,1 и 7% соответственно. К концу этого года РАФ прогнозирует рост рынка франшиз на 20–25%.

Франчайзинг молодеет

С августа 2021 года каталог Franshiza.ru фиксирует прирост аудитории покупателей франшиз на 32% по сравнению с началом года. В каталоге франшиз «Сбера» число франшиз выросло на треть — со 150, которые были доступны в прошлом году, до 200 за три квартала текущего года.

Рост рынку обеспечивает переток капитала из одних секторов экономики в другие, более привлекательные, и стремление молодого поколения к ведению собственного бизнеса, отмечает Анна Рождественская:

«Кроме того, на радарах франчайзинга появилось поколение молодых людей, которые изначально не рассматривают для себя перспективу никакого наемного труда и движения по карьерной лестнице, а хотят запускать собственный бизнес, в том числе при помощи франшизы. Они меньше подвержены внешним рыночным настроениям, для них вопрос выбора франшизы ограничен только имеющимися у них инвестициями и доступностью кредитных линий».

По данным исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», прирост кредитов, которые банки выдавали малым и средним предприятиям на инвестиционные цели, сократился с 20% в 2019 году до 8% в 2020-м.

Покупатели франшиз осторожно относятся к привлечению кредитов на покупку франшизы из-за сложности прогнозирования спроса и стараются обходиться собственными накопленными инвестициями, отмечает Анна Рождественская. «Покупатели франшиз все более настороженно относятся к привлечению кредита на покупку франшизы из-за сложности прогнозирования спроса в сегодняшних условиях и стараются обходится собственными накопленными инвестициями. Именно поэтому средний чек покупки франшизы в «массовом сегменте» никак не вырастет. При этом аналитики franshiza.ru фиксируют прирост спроса на 23% в инвестиционном сегменте свыше 10 млн. рублей».

Драйверы роста

При этом в структуре предложения франшиз преобладает сфера услуг — 48%, сектор за последние семь лет вырос на 17 процентных пунктов. На торговлю приходится 26% франшиз (17% на непродовольственную и 9% на продовольственную), доля сектора общественного питания составляет 22%, а на производство и строительство приходится лишь 4% франшиз. Сегмент услуг и продовольственной розницы продолжили расти, отмечают аналитики Franshiza.ru. Доля франшиз общественного питания и непродовольственной торговли в прошлом году сократилась на 5 и 2% соответственно.

Бизнес ориентируется на потребности населения, отмечают аналитики. По данным РАФ, опережающими темпами растут франшизы диагностических лабораторий, детских развивающих центров, дистанционные сервисы, службы доставки и другие связанные с интернет-торговлей услуги. Напомним, что рынок e-commerce на фоне коронакризиса в 2020 году вырос в 1,6 раза (или на 58,5%) по сравнению с 2019-м и достиг 3,2 трлн руб., по данным Ассоциации компаний интернет-торговли.

Идет активное развитие внутри популярных сегментов, отмечает Юрий Михайличенко. Например, медицинские лаборатории предлагают франчайзи не просто пункты приема анализов, а полноценные медицинские кабинеты. Франшизы в области допобразования помимо детских обучающих программ стали предлагать обучение финансовой и бизнес-направленности, рассказывает Анна Рождественская.

Кроме того, франчайзеры максимально оптимизировали форматы своих франшиз и инвестиций в запуск. Важным фактором стала технологичность компании-франчайзера, подчеркивает Анна Рождественская:

«Франшиза общепита сегодня — не просто концепция с востребованным продуктом и перспективой роста, а продуманная система доставки, диджитализация франчайзинговой сети и возможность трансформировать модель взаимодействия с клиентом под меняющиеся реалии».

Подробнее о каталоге франшиз смотрите тут

Читайте также

Башкирия в сознании многих жителей республики и россиян видится краем с нефтяными реками и медовыми берегами. Между тем местные предприниматели все больше и активнее создают оригинальный продукт

FORWARD - главный экипировщик российских национальных спортивных команд, спонсор многочисленных крупных соревнований и международных турниров

Генеральный директор компании Pizza Time рассказал о создании пиццерии и о планах развития по франчайзингу.

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru