Как открыть школу по франшизе и не разочароваться? 3 действенных инструмента в арсенале успешного франчайзи
Франшиза сокращается в цене
- Автор: Ольга Дубравицкая
- Издание: Коммерсант
Кризис в экономике коснулся и рынка франшиз: их средняя стоимость в России в первом квартале 2018 года снизилась на треть. В итоге это привело к росту спроса со стороны предпринимателей, развивающих бизнес в малых городах. Их больше всего интересует возможность открыть салоны красоты и интернет-магазины.
Сервисы объявлений зафиксировали снижение средней цены на предложения по продаже готового бизнеса. Так, по статистике "Юлы", за первый квартал 2018 года по сравнению с четвертым кварталом предыдущего года средняя стоимость франшизы снизилась на 30%, до 219 тыс. руб. Количество франшиз, продаваемых на "Юле", увеличилось на 83%. Средняя стоимость долевого участия в бизнесе сократилась на 18%, до 700 тыс. руб., а количество объявлений в этом сегменте выросло на 13%. Между тем средняя стоимость бизнеса под ключ увеличилась на 7%, до 1,52 млн руб., а количество предложений — на 22%.
Рост предложений в сфере готового бизнеса в России также зафиксировали в Avito. Так, по данным сервиса, в январе—марте 2018 года количество предприятий, выставленных на продажу через Avito, увеличилось на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя стоимость готового бизнеса за первые три месяца составила 3,429 млн руб.— это на 1% меньше, чем за предыдущий квартал, и на 7% меньше, чем за первый квартал 2017 года. Отрицательная динамика больше всего заметна среди производственных компаний, где снижение составило 24%, а средняя цена — 7,749 млн руб., и в сфере развлечений, где средняя стоимость упала на 12%, до 2,395 млн руб. Стоимость предложения, тем не менее, растет в категориях "интернет-магазины" и "строительство".
По данным обоих сервисов объявлений, самые дорогие сегменты — это компании, работающие в сфере сельского хозяйства. По подсчетам Avito, средняя стоимость готовой сельхозкомпании составляет 10,55 млн руб. Как отметили в "Юле", большая часть объявлений (75%) приходится на салоны красоты, магазины и интернет-сервисы. По данным экспертов Avito, наибольший спрос в первом квартале был на покупку компаний в сфере услуг — почти треть запросов пришлась на эту категорию. На втором месте торговые предприятия, на третьем — общественное питание.
Снижение средней цены на рынке франчайзинга не связано с понижением стоимости франшиз, оно может быть обусловлено тем, что этот сегмент становится более диверсифицированным — появляется больше предложений малых форматов в низком ценовом сегменте, объясняет эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская. Спрос на франшизы низкой стоимости обусловлен кризисом в экономике и ростом франшиз в малых городах, где финансово емкие проекты окупаются крайне редко.
По данным Franshiza.ru, сегодня доля инвесторов, ищущих для себя франшизу с инвестициями до 500 тыс. руб., составляет около 40%. Еще 25% готовы вкладывать в проект от 500 тыс. до 1 млн руб. Более того, франшизами, чья стоимость превышает 10 млн руб., интересуются в два раза чаще, чем предложениями с инвестициями в диапазоне 6–10 млн руб., отмечает госпожа Рождественская. Но, предупреждает она, в низком ценовом сегменте чаще можно встретить псевдофраншизы. Также одна из важных тенденций рынка — все больше проектов, которые требуют серьезной доработки стандартов, бизнес-процессов, договоров и усиления компетенций франчайзеров, что размывает рынок и порождает много разочарованных франчайзи.
По данным Franshiza.ru, рост количества франчайзеров на сентябрь 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 4,8%. В 2018 году прогнозируется рост числа предложений франшиз на 8–10%.
Возможно, Вам также будет интересно:
Статья Франшиза для небольшого города
Статья Франшиза для малого бизнеса
Читайте также
Рассматривая франшизу школы, начинающие предприниматели задаются вопросом "А как искать преподавателей и учеников на курсы?". В "Алгоритмике" ответили на этот вопрос и поделились своими советами.
В 2014 году российский обувной ритейлер «Котофей» будет укреплять собственный ассортимент. Интервью с Сергеем Сорокиным, генеральным директором "ОАО "Егорьевск-обувь"