Пять лет назад Алексей и Наталья путешествовали по Европе и обнаружили в Бельгии магазин французской марки Comptoir de Famille («Семейная лавка»). С этого все и началось...
Когда не стоит покупать франшизу?
- Автор: Анна Рождественская
- Издание: Franshiza.ru
Любовь или здравый расчет?
Эксперты franshiza.ru регулярно рассказывают о том, как правильно выбирать франшизу, на что обращать внимание, какие вопросы задавать франчайзеру. Но бывают случаи, когда инвесторы, влюбляясь в концепцию с первого взгляда, не могут хладнокровно оценить предложение. Чтобы сохранять здравомыслие при выборе, стоит иметь под рукой список фактов, заставляющих пристальнее вчитаться в условия франшизы и еще раз взвесить все за и против. Возможно, цель франчайзера — не построение долгосрочного партнерства, а получение первоначального платежа любыми способами. Итак, поводы задуматься:
1. Нет требований к будущему франчайзи
Франчайзер выстраивает свою сеть годами, сражаясь за лояльность клиентов и репутацию на рынке. Чем крупнее сеть, тем более жесткие в ней стандарты работы и строже контроль их выполнения. Иначе невозможно поддержание единого качества, а значит, сохранение репутации. Франчайзинг подразумевает ответственность и зависимость каждого отдельного франчайзи перед коллегами по сети и всей системой в целом.
2. Обещания регулярного дохода без личного участия в проекте
Франшиза — такой же собственный бизнес для предпринимателя, как и любой другой. Можно сказать, что франчайзер предоставляет удочку и учит ею пользоваться, но улов напрямую зависит от франчайзи. На практике каждый франчайзинговый проект требует постоянного личного участия франчайзи и контроля всех процессов.
3. Отсутствие зарегистрированного товарного знака
Франчайзер, планирующий построение сети и долгосрочное присутствие на рынке, обязательно узаконит свое право на бренд. Использование незарегистрированного товарного знака и любые манипуляции с ним незаконны и могут повлечь за собой проблемы с правоохранительными органами для франчайзи.
И еще важный момент: регистрация товарного знака в России занимает около года. Если франчайзер демонстрирует вам номер заявки, поданной в Роспатент, это еще ничего не значит. Ведомство может отказать в регистрации, если данный товарный знак уже кому-то принадлежит.
4. Утверждения, что существует франчайзинг без вложений
Франчайзи получает право работать под брендом, являющимся ценным нематериальным активом франчайзера, который просто не может быть бесплатно предоставлен. Кроме того, франшиза — это всегда определенные временные, человеческие и финансовые затраты, которые, по законам экономики, должны быть компенсированы. Франчайзер обучает франчайзи, контролирует его работу, а значит, расходует средства на содержание менеджера по франчайзингу либо целого отдела.
5. Франчайзер — начинающий предприниматель в данной нише
Если по франшизе предлагается проект с гипотетическим, не подтвержденным на практике бизнес-планом, то франчайзер ожидаемо не сможет помочь в запуске и развитии бизнеса, предупредить о сезонных, конкурентных, нишевых и прочих рисках и способах их нивелировать. Лучше, если у франчайзера будет как минимум две действующие точки сети. Это докажет, что успех бизнеса не случаен и система действительно проработана. Только такой франчайзер может тиражировать свой бизнес, а не ставить эксперименты за счет франчайзи.
6. Франчайзер — мультихолдинг, эксперт во всех направлениях бизнеса
На рынке стали появляться компании, которые предлагают по 4–5, а иногда и 10 франшиз в абсолютно разных сегментах. Не стоит путать их с каталогами франшиз или брокерскими компаниями. Это именно франчайзеры, самоуверенно предлагающие открытие и поддержание бизнеса своих франчайзи. Владельцы таких компаний хорошо чувствуют конъюнктуру и предлагают востребованные в данный момент виды бизнеса. Барбершопы, бургерные, тренажерные залы, детские мини-сады и химчистки ведут, как правило, одни и те же менеджеры по франчайзингу. Франчайзи передают типовые пакеты документов, заключают единообразные договоры — меняются лишь названия брендов. Это не может не сказаться на качестве партнерства и приведет к неминуемому разочарованию франчайзи.
7. Отказ в личной встрече с франчайзером, предложение встретиться в кафе у метро
Качественный франчайзер — не просто яркий сайт, а действующий бизнес, команда менеджеров, флагманское предприятие (офис, ресторан, магазин). Все это необходимо увидеть до подписания договора франчайзинга и составить собственное живое мнение о компании.
Успешность франчайзи зависит не только от экономических и юридических аспектов бизнеса, но и от личности франчайзера. Вам должно быть приятно взаимодействие с собственником франшизы и с менеджером, который будет вести проект. Только тогда общение будет эффективным. Личная встреча необходима для того, чтобы определить, сможете ли вы работать в данной франчайзинговой системе, разделяете ли ценности выбранного бренда и компании-франчайзера.
Итак, если хотя бы по двум пунктам из представленного списка ваш ответ «да, это про выбранную мной франшизу», то рекомендую провести более глубокий анализ данного франчайзингового предложения или вовсе отказаться от покупки такой франшизы.
Перепечатка статьи или использование материалов статьи возможны только с активной ссылкой на Franshiza.ru
Возможно, Вам также будет интересно:
50 главных вопросов франчайзеру - о чем спросить продавца франшизыЧитайте также
В Мексике франчайзинг развивается через комплексную национальную программу, не в пример России
Мы готовы представить франшизу первой в России бизнес-школы для детей и подростков "Поколение Z", чтобы вы зарабатывали вместе с нами и занимались социально значимым бизнесом