За 15 лет развития франчайзинг в Сибири из экзотики вырос в действенный инструмент выхода бизнеса в регионы
Механизм ведения бизнеса
- Автор: Татьяна Гришина
- Издание: Бизнес-Класс (Пермь)
Несмотря на поддержку франчайзинга, декларируемую властью Перми, этот механизм ведения бизнеса не является стопроцентным рецептом успеха. Сложности с соблюдением требований, а также открытые нарушения условий договора со стороны франчайзи заставляют многие компании расширяться за счет собственных сил.
Франчайзинг в Перми начал развиваться с начала 2000-х, и если тогда открытия бизнеса под известными брендами были единичными, то сейчас эта сфера переживает бурный рост: количество франшиз исчисляется несколькими десятками, а предприниматели уже в должной мере оценили достоинства этого способа ведения бизнеса.
«Можно говорить о региональном франчайзинговом буме. Одновременно и власть Перми, и Сбербанк России начали работу по популяризации и развити во франчайзинга в нашем регионе. Они стремительно догоняют интерес предпринимателей к этой технологии, стимулируя их активность к вступлению во франчайзинговые отношения», — отметила специалист по франчайзингу в Пермском крае Юлия Богушевская.
Пока в Перми представлены только федеральные и зарубежные франшизы. «Нам хотелось бы, чтобы сфера франчайзинга в Перми развивалась более интенсивно и пермские бизнесы также выводили бы на рынок свои франшизы и получали бы доход от их реализации как на территории Перми, так и в России, и за рубежом», — сообщил «bc» заместитель главы администрации города Перми Виктор Агеев.
Ранее планы по выводу на рынок своих франшиз были у ряда пермских рестораторов, в том числе у директора ГК «Национальная кухня» Олега Полякова. Он намеревался продавать франшизы на «ХуторокЪ» и «Пельменную» в Тюмени и Екатеринбурге. Однако позже отказался от запуска франчайзинга, отметив, что «пока не готов к такому шагу». Подробнее комментировать причины этого решения г-н Поляков отказался.
Сегодня в Перми действует целый ряд франшиз. Основными сферами, в которых используется франчайзинг, являются торговля (одежда и аксессуары, цветы, сувениры, косметика и парфюмерия), общественное питание и услуги. По мнению Виктора Агеева, это закономерно, так как в этих сферах важно наличие качественной технологии, оборудования и надежных поставщиков. Однако в дальнейшем администрация планирует поддерживать развитие франчайзинга и в производственной сфере.
Важным событием стало также открытие первого в Перми «Магазина франшиз», осуществленное в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между Департаментом промышленной политики, инвестиций и предпринимательства администрации Перми, Пермским городским бизнес-инкубатором и Западно-Уральским банком ОАО «Сбербанк России». В «Магазине франшиз» предприниматели могут получить консультацию и информационную поддержку, выбрать одну из перечня аккредитованных франшиз и получить от Сбербанка кредит на ее приобретение.
Рецепт успеха
По мнению экспертов, основным фактором, влияющим на успешность бизнеса, открытого по франшизе, является скорее не сфера деятельности, а человеческий фактор и грамотно прописанные условия сотрудничества.
«Прежде всего успешность зависит от энергии, целеустремленности, деловой хватки, предприимчивости человека, который открывает бизнес, — отметил г-н Агеев. — Франшиза дает возможность облегчить период становления, быстрее выйти на операционную рентабельность, развиваться на основе проверенных бренда и технологий, получить поставщиков. Но в первую очередь успешность бизнеса зависит от того, кто его реализует.
По мнению Виктора Агеева, главная сложность при старте бизнеса в системе франчайзинга — правильно выбрать франшизу, оформить отношения, чтобы они были приемлемыми и не обременяли бизнес непомерными платежами, правильно рассчитать свои доходы. Кроме того, важно качественно провести маркетинговый анализ и изучить, насколько услуга или товар будут востребованы потребителем.
Закрытие одного из ресторанов Subway, располагавшегося по адресу ул. Луначарского, 69, показало: франшиза — это не гарантия успеха, а просто инструмент. Говоря о причинах закрытия, Юлия Богушевская отметила, что это может быть либо неудачно выбранное место расположения ресторана, либо пресловутый человеческий фактор — переоценка собственных сил и прочих ресурсов. «Как правило, Subway тщательно отбирает своих партнеров. Закрытие ресторана — достаточно редкий случай, скорее не системный, а единичный», — считает эксперт.
Представители другого ресторана Subway, работающего в Перми, полагают, что причиной закрытия мог стать недостаточный поток посетителей. На их взгляд, технология франшизы Subway такова, что глобально повлиять на работу каждого конкретного франчайзи могут только внешние факторы, а роль человеческого фактора сведена к минимуму.
Теснота
Сами франчайзи отмечают, что одной из основных проблем для желающих начать свой бизнес по франшизе в Перми является нехватка подходящих помещений. Особенно остро вопрос поиска места для бизнеса стоит для заведений общепита и магазинов модной одежды. Многие франчайзеры очень тщательно относятся к отбору помещений под бизнес, открытый по франшизе, и предъявляют ряд достаточно серьезных требований.
Например, владелица нескольких пермских магазинов Befree Ирина Павлович отмечает, что с удовольствием поработала бы с брендом OGGI, но тот требует под свои магазины залы площадью 480–700 кв. м, которые на сегодня не может предоставить ни один торговый центр. В среднем необходимая площадь под брендовый магазин одежды составляет около 150–200 кв. м.
В сфере общепита помимо размера помещения решающим фактором является и его расположение — для большинства франчайзеров критично, чтобы бизнес был открыт в центре города в местах с максимальной проходимостью.
Отсутствие торговых площадей высокого качества является серьезным препятствием и для появления в Перми брендов класса выше среднего. Большинство пермских торговых центров не устраивают европейских франчайзеров. Владелица франшизы Devernois Оксана Гусева отметила, что найти помещение под бренд из ценовой категории выше среднего в Перми практически невозможно. Ряд неудачных попыток приобрести франшизы Karen Millen и Sportalm был связан у г-жи Гусевой именно с тем, что франчайзеры не одобрили ни одну из потенциальных площадок. Даже Mango, относящийся скорее к ценовому сегменту «средний минус», долгое время не мог расшириться и открыть в Перми еще один магазин, так как испанцев не устраваило качество предлагаемых площадей ни в одном из торговых центров Перми. Лишь недавно второй отдел появился в ТРК «Семья».
Не поделили
Конфликты в сфере франчайзинга, по словам экспертов, в Перми случаются, но нечасто. «Основная причина — отсутствие истинно партнерских отношений. Классический франчайзинг подразумевает финансовые, эмоциональные, имиджевые дивиденды для обеих сторон. От сотрудничества должны выигрывать и франчайзер, и франчайзи, осознанно прозрачно ведя себя по отношению друг к другу и ценя партнера. Все это идет на пользу бренду, франшизе и, как следствие, — субъектам франчайзинга», — отметила Юлия Богушевская.
Формально поводами к столкновениям между франчайзи и франчайзером чаще всего становятся регулярность и размер платежей и соблюдение условий соглашения.
По мнению Виктора Агеева, тщательно проработанное соглашение между сторонами способно значительно снизить риски возникновения проблем и противоречий, а контроль сведет к минимуму возможную халатность.
Однако Юлия Богушевская уверена, что значительное количество конфликтов возникает из-за недобросовестности франчайзи. «Не буду называть имен, но есть и лукавство в финансовой прозрачности, и неуважение к интеллектуальной собственности франчайзера, и невыполнение обязательств по договору коммерческой концессии», — рассказала г-жа Богушевская.
Ярким примером нарушения условий соглашения стал инцидент с пермским магазином Zarina, изначально открытым по франшизе, но позже расторгнувшим договор. После этого владельцы магазина обязаны были снять вывеску, однако магазин продолжал незаконно работать под фирменной вывеской еще полтора года, пока собственники бренда, московская компания «Мэлон Фэшн Груп», не направили им претензию.
Без посторонней помощи
Несмотря на преимущества франчайзинга как схемы ведения бизнеса, многие операторы предпочитают развиваться самостоятельно. Генеральный директор ООО УК «ЭКС» Елена Жданова отметила, что в последнее время в Перми многие компании, даже те, которые занимались раньше исключительно франшизой, начинают открывать собственные магазины. По ее мнению, это вызвано в первую очередь желанием диверсифицировать риски: при возникновении конфликтов с франчайзи или в случае их выхода из бизнеса оператор, имеющий собственные магазины, сможет удержаться на рынке. Другой возможной причиной г-жа Жданова считает отсутствие сильных франчайзи в регионе.
Ирина Староверова, руководитель отдела PR-компании «Мэлон Фэшн Груп», работающей в Перми как по франчайзингу, так и напрямую, подтвердила, что изначально компания в регионе развивалась по франшизе. «Но так как в Перми достаточно большое количество населения и потенциал рынка высок — мы открыли свои магазины. Не всегда наши партнеры имеют желание или возможности открывать столько магазинов, сколько мы бы хотели видеть», — отметила Ирина Староверова. По ее словам, развитие собственной розницы является на сегодняшний момент приоритетом в стратегии «Мэлон Фэшн Груп» — магазины, открытые по франшизе, занимают лишь 20% от общего количества точек.
Ирина Павлович придерживается мнения, что франчайзинг для многих компаний изначально был только способом разведать потенциал регионального рынка. Убедившись в том, что покупательная способность региона достаточно высока, а магазины находят свою аудиторию, компании отказываются от продажи франшиз и выходят на рынок самостоятельно. При этом, по словам Ирины Павлович, это не обязательно влечет какие-то негативные последствия для местных предпринимателей-франчайзи: соседство с собственными магазинами компании может отчасти гарантировать своевременность поставок и заполнение качественным ассортиментом.
Однако если в сфере модной одежды самостоятельная экспансия является распространенным явлением, то представители общепита зачастую опасаются тиражировать свой опыт. Например, Олег Поляков, отказавшись от запуска франшизы, отметил, что открывать собственные заведения в других регионах он не намерен. «У нас не сеть фастфуда, ее было бы проще форматировать. Формат наших заведений отличается и требует дополнительного контроля. А учитывая кадровый голод, мы себе такой экспансии позволить не можем», — рассказал ресторатор.
Генеральный директор кондитерской компании «Виолет» Ольга Созинова также не считает франчайзинг оптимальным путем развития для бизнеса в сфере общепита. По ее словам, риски того, что потенциальные франчайзи окажутся недостаточно квалифицированными или попросту халатными, слишком высоки. «Нарушение технологии в одной точке может сильно ударить по репутации всей сети «Виолет», мы такого допустить не можем», — подчеркнула Ольга Созинова.
Читайте также
В России резко вырос спрос на франшизу фастфуда
Геннадий Кочетков, вице-президент компании Subway Russia, о том, как правильно открыть и продвигать ресторан