Что происходит с франчайзингом розничной торговли в сложившейся экономической ситуации?
«Мертвые души» франчайзинга
- Автор: Анна Романова
- Издание: BUYBRAND Inform
Рядовой российский предприниматель одновременно осторожен, с опаской относится ко всему новому и в то же время запредельно доверчив. Но грамотный баланс обоих этих качеств может сослужить и хорошую службу. Так, Елена Бондарева, предприниматель из Екатеринбурга, посетившая этой осенью 9-й BuyBrand, поделилась основными критериями выбора франшизы: «Безусловно, франчайзинг только набирает обороты, и для наших бизнесменов, особенно региональных, он до сих пор, что называется, «в новинку». Но нужно развиваться и двигаться вперед, поэтому мы стараемся освоить направление бизнеса, конечно, пытаясь свести к минимуму все промахи и ошибки.
При выборе бренда особое внимание уделяется его истории, репутации. Войти во франчайзинговую сеть той или иной марки – все равно, что приобрести бизнес-семью. К примеру, владелец торговой марки, с которым моя компания заключила договор в прошлом году, познакомила нас с другими своими франчайзи. Мы смогли в личной беседе узнать о положительных и отрицательных сторонах, перспективах предлагаемой франшизы. Ведь никто не хочет приобретать пустышку, все хотят вести серьезный бизнес».
С растущей популярностью франчайзинга растет и число мошенников, которые пытаются вести нечестную игру. Появляются все новые и новые ассоциации, гильдии, объединения, франч-консультанты. Так, параллельно Российской Ассоциации Франчайзинга, прилагающей большие усилия для развития, в том числе законодательного, франчайзинга в России, в столице существуют ее копии – Международная Ассоциация Франчайзинга, лже-РАФ, Российский Консультант Франшиз и многие другие.
Даже неопытный предприниматель, зайдя на официальный сайт вышеперечисленных «организаций», почует что-то неладное. У любой ассоциации, пусть даже она представляет Производителей Банных Мочалок, должен быть президент и компании-члены. Но у лже-ассоциаций нет ни первого, ни второго. Они являются исключительно интернет магазинами для «втюхивания» липовых франшиз.
Подобные объединения не обладают четко определенным местом дислокации. Если посетитель явится по адресу, который с великим трудом можно найти на соответствующем сайте, то он увидит всего лишь call-центр, не намного отличающийся от продающего БАДы, те же пустышки.
Теперь подробнее о самих франшизах-пустышках. Все они обладают «длительной историей» и имеют «множество представителей». Перечислим только некоторые из них.
Франшиза аптеки Фарма-style– «новая стремительно развивающаяся российская федеральная сеть аптек, основанная ведущими специалистами фарм. бизнеса». Все попытки найти хотя бы одну стремительную в своем развитию аптеку окончились неудачей. С вопросом о существовании данной компании мы обратились к специалисту из Российской Ассоциации Аптечных Сетей, объединяющей в себя все более-менее крупные аптеки нашей страны, но получили ответ, что в РААС о Фарма-styleслышат впервые.
Бренд Zara дал жизнь франшизам Zara Zara, Zara style, ZZ.
(см. "франшиза одежды")Dqmane представлен в России одной-единственной торговой точкой на рынке в Лужниках. Для сравнения – открытие франчайзингового павильона бренда Dqmane на обыкновенном вещевом рынке оценивается лже-РАФом в 50 тысяч долларов, а покупка франшизы уже упомянутой Zara Zara с размещением на территории крупного торгового центра обойдется франчайзи в сумму от 15 тысяч той же валютой.Многие франшизы ваяются, что называется, «на коленке», путем простого переиначивания того или иного известного названия или поискового запроса:
Fashion TV – магазин модной женской одежды. В оригинале – популярный зарубежный телеканал.
9 месяцев – франшиза товаров для детей. Популярный журнал для мам.
Sasch&Carry – прототип франшизы виден невооруженным глазом.
Формула стройности – магазин здорового питания. На деле один из самых популярных женских запросов в поисковых системах рунета.
Евросвязь. Прототип – известная сеть магазинов сотовой связи. Создатели франшизы Евросвязь поленились даже подумать над отличным от оригинального логотипом. В России есть компания со сходным названием, однако она базируется в Челябинске и, судя по информации официального сайта, франчайзингом не занимается.
Cosmo – укороченное название известного издания.
Модный приговор – популярная программа на одном из развлекательных телеканалов.
Но встречаются и более шедевральные примеры:
Франшиза Интернет. Что это за франшиза и как с ней работать, нам не смогла объяснить ни одна из прелестных барышней, работающих в call-центре. Видимо, франчайзи, после заключения договора, сможет открыть свою собственную всемирную паутину.
Банк франшиза – любой желающий, выложив 20 тысяч долларов (опять же интересно сравнение с павильоном на вещевом рынке за 50 тысяч долларов), может стать владельцем собственного банка.
Интернет-магазин без указания специализации, со стоимостью от 5 тысяч долларов. Но человеку, желающему открыть собственный интернет-магазин, достаточно обратиться в соответствующую компанию по созданию и продвижению сайтов, что обойдется в два, а то и в три раза дешевле.
Франшиза Российская Ассоциация Франчайзинга или Империя бизнеса – 60 тысяч долларов, и вы владелец собственного РАФа.
К слову, создатели франшиз не очень стараются даже при разработке их логотипов. Шаблон одного и того же изображения иногда используется в 5–7 разных марках.
Но, пожалуй, самим ярким примером деятельности лже-ассоциации является франшиза Mr.Burger, особенно горячо рекомендуемая консультантом Еленой Самсоновой из лже-РАФа, как «аналог «Макдональдса», но гораздо лучше». На закономерный вопрос, чем же Mr.Burger лучше, получаем замечательный ответ: «Тем, что там можно покупать и пить пиво».
«Эксперты» лже-РАФа даже не поленились составить презентацию франшизы с фрагментами аналитических исследований известных ритейл-консультантов в области общественного питания и организации фуд-кортов. На протяжении всей презентации главный акцент делается на том, что «Макдональдс» – это плохо, а Mr.Burger – устоявшийся и всем известный бренд с 40-летней историей.
Меню будущего фаст-фуд ресторана – практически точная копия меню «Макдональдса». С одним лишь исключением – четырьмя видами пива.
Представители лже-РАФа на просьбу о предоставлении контактов уже работающих франчайзи с неловкой заминкой ответили, что такую информацию они дать не могут. Предложение о возможном контакте с Генеральным директором ООО «Бренд Девелопмент Групп» (франчайзер по договору покупки франшизы Mr. Burger) Скаредновой Екатериной Алексеевной для дальнейшей связи с уже работающими партнерами марки – также было отвергнуто без объяснения причин.
На официальном сайте ассоциации есть рубрика – блог успешных франчайзи. Он состоит всего лишь из фотографии счастливой семейной пары с подписью «Бизнесмен недели». Однако никакой конкретной информации о месте нахождения франчайзинговой точки и ее владельцев получить не удалось.
Мы честно потратили несколько дней на поиск «положительных» примеров работы РАФа на Арбате, но и он не увенчался успехом.
Читайте также
Барная стойка - это сердце любого заведения общественного питания. Каким же требованиям должен соответствовать правильный барный остров?
Секрет успеха "ЦВД" состоит в открытости, удобстве, качестве и доступности юридических услуг для всех слоев населения