подобрать франшизу
Все статьи

От мороженого до одежды

  • Издание: Business & Financial Markets
Интересной тенденцией российского рынка франчайзинга становится диверсификация предлагаемых франшиз

По результатам исследований, проведенных экспертами по франчайзингу  в 2007 году, на российском рынке франчайзинга насчитывается около 600 участников. Четыре года назад их было в шесть раз меньше. Наиболее распространенный вид бизнеса - франшизная торговля готовой одеждой - вполне под силу малым предприятиям. В России франчайзинг появился в 1993 году, когда владелец небольшого кафе на проспекте Мира в Москве купил у фирмы Allied Domecq, обладающей правами на торговую марку мороженого Baskin Robbins, за $10 тыс. франшизу сроком на пять лет. А первым крупным российским франчайзером был предприниматель Владимир Довгань. В середине 1990-х он успешно продавал франшизы "Дока-пицца" и "Дока-хлеб" и вкладывал деньги в популяризацию этого бизнес-направления. Сейчас из находящихся на слуху компаний франшизную схему широко используют "Русское бистро" ,

"Эконика-обувь" , нефтяные компании, представляющие франшизу владельцам независимых АЗС. Активно развивают франчайзинговые сети предприятия быстрого питания "Росинтер" , "Русские блины" , "Крошка-картошка" , супермаркеты "Перекресток" и др.

В последнее время в сфере франчайзинга возникают новые тенденции. Пять лет назад предложение рождало спрос: владельцы того или иного брэнда, изначально избравшие для себя стратегию развития в форме франчайзинга, вторым шагом определяли политику продвижения франшиз. В 2007 году, рассказывает Нина Семина, эксперт по франчайзингу, желание потенциальных инвесторов приобрести франшизу подталкивало владельцев брэндов разрабатывать франшизные пакеты.

Наибольший интерес к использованию франшизных схем отмечен в торговле одеждой. В 2007 году (по сравнению с предыдущим годом) этот вид деятельности в общем объеме франчайзинговой системы вырос с 45 % до 55 %. Эксперты объясняют этот факт тем, что в России идет активное строительство торговых центров. И главное, продажа франшиз по торговле одеждой - наименее рискованная для франчайзеров форма сотрудничества с партнерами. Меньше нарушений стандартов, а в случае несоблюдения франчайзи установленных правил франчайзер может легко затормозить поставку товара.

А вот новых предложений франшиз в сфере общественного питания в 2007 году было не так много, отмечают эксперты. В прошлом году этот рынок был представлен опытными игроками: "Ростикc-KFC" , "Планета суши" , Il Patio, "Гинотаки" , "Якитория" , "Елки-палки". Активно началось продвижение франшизы Sbarro. "Франчайзеры, работающие в сфере общепита, как правило, прикладывают огромные усилия для разработки стандартов ведения бизнеса, при этом проконтролировать деятельность посторонних компаний им достаточно тяжело. Также для франчайзеров существует риск, что франчайзи, распознав все секреты бизнеса, смогут реализовать подобный проект самостоятельно" , - комментирует Нина Семина. По ее словам, в 2008 году рост предлагаемых франшиз сохранится. Лидером останется франчайзинг в сфере торговли одеждой, хотя рост числа франшиз не будет таким стремительным, как в 2007 году. Ожидается появление новых франшиз в сфере общественного питания. Претенденты на развитие этого вида бизнеса - пивные, пабы и так называемые демократичные рестораны восточной и итальянской кухни.

Интересной тенденцией российского рынка франчайзинга становится диверсификация предлагаемых франшиз, добавляет специалист компании "Fransh Стратегия роста" Юлия Пигрова. Это выражается в том, что помимо традиционных появляются франшизы детских развлекательных центров, товаров для дома, ветеринарных клиник и т. д.

***

Краткий словарь франчайзинга

Франчайзинг (договор коммерческой концессии) -форма делового сотрудничества, в которой компания (франчайзер) передает постороннему человеку или компании (франчайзи) право на продажу своего продукта и услуг под фирменным знаком франчайзера.

Франчайзер (правообладатель) - компания, которая выдает лицензию или право пользования своим товарным знаком, ноу-хау, технологиями, операционными системами. Далее задача франчайзера сводится к проведению маркетинговых исследований, продвижению товара или услуги на рынке посредством рекламных акций, поддержанию корпоративной связи между франчайзи, проведению обучению и контролю за их деятельностью. Франчайзи (пользователь) - физическое или юридическое лицо, которое покупает право на ведение бизнеса под маркой франчайзера. Оно обязуется продавать продукт или услуги по заранее определенным правилам, которые устанавливает франчайзер. Затраты на создание бизнеса, включая первоначальный взнос за франшизу, несет сам франчайзи.

Франшиза (франчайзинговый пакет) - это "секрет успеха" , который франчайзер продает франчайзи. Он включает в себя разрешение использовать брэнд компании, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, механизмы поддержки.

Роялти - ежемесячные взносы, которые делает франчайзи, за право пользования торговым знаком и бизнес-системой, за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Суммы этих взносов оговариваются в контракте.

Прямой франчайзинг - продажа франшизы напрямую. Самый лучший способ обеспечения хорошей взаимосвязи франчайзера и франчайзи.

Мастер-франшиза - продажа международным франчайзером исключительных прав на развитие сети на всей территории страны одному франчайзи. Таким образом, франчайзи сам выступает франчайзером по отношению к местным партнерам, предлагая франшизы другим предпринимателям и получая с них роялти.

Читайте также

Любой кризис - это не только масштабная проблема, затрагивающая многое сферы бизнеса и общества, но и поиск новых возможностей для развития

Пивная сеть КРУЖКА создает новый дискаунтер

О разработке технологий, которые стали основой франшизы, Генеральный директор ООО «Юнибрайт» Дмитрий Василенко

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru