Какой бизнес стоит развивать во время кризиса
"Плохой франчайзи" vs автоматизация
- Издание: Franshiza.ru
Франшизы кафе и ресторана, по данным Avito за 2016 год, занимают третье место по популярности, уступая традиционному ритейлу в соотношении 55% и 12%. Относительно доступный порог входа (от 300 тыс. рублей) и объем первичных инвестиций от 1,5 млн рублей привлекают начинающих бизнесменов. Подкупает проверенный бренд и быстрый срок окупаемости (от 9 месяцев). Сервис по автоматизации кафе и ресторанов POSTER вместе с экспертами отрасли выяснил, что автоматизация кафе или ресторана помогает франчайзи получить более точные данные о бизнесе.
Цифры — факты
В 2016 - начале 2017 года средняя стоимость готового бизнеса в России упала на 5%, составив 3,6 миллиона рублей. Параллельно снизился и спрос на готовый бизнес – на 6%. На рынке общественного питания представлены разные франшизы: от совсем бюджетных с вложениями порядка 200 000 рублей (ларьки, фуд-траки, островки) до серьезных ресторанов быстрого питания с инвестициями 20-30 млн рублей и более.
«Объем качественных предложений уменьшается, а инвестиционные ресурсы, напротив, падают. В этой ситуации надо хорошо разбираться в ресторанном бизнесе и знать реальные показатели. Если ресторан пользуется системой автоматизации, то можно попросить снять показатели. Многие готовы их предоставить на этапе подписания договора», - говорит Родион Ерошек, соучредитель компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов POSTER. Системы автоматизации бизнеса помогают в удобной форме отследить и финансовые показатели и популярные блюда в меню. Оценить маржинальность блюд, оптимизировать закупки и не только. Если франчайзер использует централизованную систему автоматизации и учета, он может видеть эффективность своих систем лояльности и маркетинговых акций, а, значит, будет лучше понимать, что предлагать покупателям франшизы и как управлять их действиями.
Алеся Следина, консультант по франчайзингу компании «Франкон» отмечает 10%-ый рост франшиз в России по состоянию на декабрь 2016, в сравнении с предыдущим годом. «Крупные компании расширяют экспансию на международные рынки, некоторые диверсифицируют бизнес в попытке сохранить капитал в нестабильное время, и почти никто не запускает новые проекты», - говорит она. Франчайзинг можно смело включать в двадцатку перспективных направлений бизнеса в России на ближайшие 3-5 лет — отмечают аналитики компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов POSTER.
Что касается ресторанной отрасли, здесь картина не однозначна. Очевидный всплеск наблюдается только у крупных участников рынка. В связи с возросшим курсом иностранной валюты, бизнес в сфере общепита стал «прожорливей», на этом фоне спрос переориентировался на франшизы фасфуд- и стритфуд-заведений с быстрым сроком окупаемости и минимальными вложениями. Самые популярные сети с окупаемостью от 9 месяцев до 1,5 лет — знакомые всем: «Баскин Робинс», «Додо Пицца», «Сабвей» и «Стардогс». Крупнейшие игроки всерьез заинтересованы в продаже своих франшиз, они создают благоприятные условия для франчайзи, тем самым увеличивают лояльность к бренду, наращивают географию присутствия. Например, закусочная «Сабвей» работает без горячего цеха, поэтому запуск бизнеса по франшизе происходит очень быстро.
«В нашем бизнесе окупаемость изменилась не так заметно, — делится Евгений Драй, основатель сети кафе Gelateria Plombir(собственная сеть в СПб, франчайзи в 5 странах). — Да, за прошедшие 2-3 года в связи с падением курса рубля выросли цены на импортное оборудование (в ряде случаев его трудно заменить). Зато из-за того же падения курса рубля люди в огромной массе отказались от зарубежных поездок, но не от шоппинга в торговых комплексах! Для нас это положительный фактор. Если бизнес требует больших площадей (например, ресторан), ситуация сложнее. Также важнейший фактор для бизнеса – это трафик, иными словами, «проходимость» данной локации. Иногда дело решают считанные метры, которые отдаляют торговую точку от основного потока покупателей, и, соответственно, от прибыли. Иногда этот поток различается «в разы».
Что с поддержкой
Бизнес по франчайзингу считается вполне безопасным, поскольку конечный потребитель уже знаком с той или иной торговой маркой. В обмен на роялти и паушальный взнос покупатель франшизы получает готовое решение, без бюрократической возни и рисков, связанных с запуском бизнеса с нуля. Однако и здесь есть свои подводные камни.
Не всегда франшизные компании следуют правилу «мой клиент — твой клиент», они просто продают бизнес-модель, и им все равно, у кого ты покупаешь продукты, и кого берешь на работу. В конечном счете, страдает репутация обоих. Добросовестный владелец франшизы поможет выбрать точку, проконсультирует по наиболее проходимым местам, даст рекомендации по оформлению витрин, особенно если речь идет о магазине или кафе. Например, сеть пиццерий «Додо Пицца» запустила целую школу для франчайзи и разработала собственное программное обеспечение Dodo Is, позволившее оптимизировать работу партнеров по всей России.
«Покупка франшизы — в первую очередь выбор партнера, — поясняет Павел Чесноков, владелец федеральной сети Nebar. — Некоторые бренды продают только упаковку и бизнес-модель, остальное оставляют на откуп франчайзи. Я бы не шел по такому пути — так придется разбираться в новом бизнесе и все риски нести самому. Другой вариант работы с франшизой: владелец франшизы помогает с открытием проекта и принимает часть решений по управлению, арт-части и маркетингу так, чтобы у партнера был постоянный положительный финансовый поток. Мне такой вариант ближе: партнеры должны поддерживать друг друга».
Один из главных вопросов: цена и сумма стартовых затрат, считает Евгений Драй. «Оцените и другие условия – например, порядок выплаты роялти. Некоторые бренды, особенно западные, требуют роялти сразу, даже если торговая точка еще не открылась. Кстати, бывают франшизы и без роялти», — говорит основатель сети кафе Gelateria Plombir.
«Раскрученный бренд — не всегда гарантия успеха, поэтому стоит заранее обсуждать условия партнерства: по аренде оборудования, взаимодействию с поставщиками и подрядчиками, использованию технологий, технической поддержке. До сделки изучить план запуска проекта, продумать ответственных за каждый этап, - поясняет соучредитель компании по автоматизации ресторанов POSTER Родион Ерошек.
«О рентабельности заведений можно судить по маржинальности – отношению прибыли к выручке – и по соотношению прибыли и стартовых вложений, — говорит Евгений Драй. — В нашем бизнесе (а это главным образом кафе-мороженые в торговых центрах) маржинальность традиционно высока. Если при этом постараться и удержать сумму стартовых вложений на приемлемом уровне, то кафе станет рентабельным, например, уже через полгода, а то и раньше. Если же затраты изначально высоки, то шансы на окупаемость падают очень резко. Причем здесь нет линейной зависимости. Поэтому для наших франчайзи мы установили минимальный размер паушального взноса, чтобы, по возможности, облегчить их старт».
«Понятия «прибыльная франшиза» не существует, все очень индивидуально и субъективно. Потому что каждая бизнес-модель в определенном городе и на определенной локации уникальна. Самый простой способ, как выбрать правильную франшизу - это познакомиться с владельцами компании, посмотреть на них, как они ведут бизнес, сколько лет, по какой-причине сделали выбор. Является это коммерческим проектом или это реализация их собственных желаний, - советует генеральный директор и основатель Coffee Hub Никита Сторожук. - Посмотреть, есть ли у них действующие партнеры франчайзи, обязательно поговорить с ними, насколько они эффективны и прибыльны. Посмотреть, какая поддержка оказывается партнеру, есть ли льготные условия для партнеров (по закупке товаров) и какие они. Большинство из тех, кто продают франшизы, ставят высокий паушальный взнос и не дают льготных периодов. Это неправильное отношение к бизнесу, к партнеру.».
По словам Родиона Ерошека, плохой франчайзи может легко испортить репутацию бренда. Контролировать деятельность своих «подопечных» в реальном времени помогают системы автоматизации. Например, в кассе POSTER POS заложена возможность синхронизации всех заведений сети, ведение общей системы лояльности, бонусов и скидок. Информация обо всех транзакциях с подробной детализацией хранится в облаке, здесь же ведется статистика заведений, личный кабинет каждого франчайзи можно настроить под себя. Подключившись к POSTER, франчайзер получает общую клиентскую базу, объединяющую все аккаунты франчайзи, информацию об акциях и программах лояльности – которыми может пользоваться, например, для централизации стандартов маркетинга сети. Даже производственные процессы могут быть сведены в единую систему с целью дополнительных консультаций для улучшения работы франчайзи.
Возможно, Вам также будет интересно:
Читайте также
Инновационная методика франшизы "Софтиум"
За последние несколько лет рынок детской одежды претерпел существенные изменения, однако все равно остался привлекательным для начинающих игроков рынка. В Choupette провели анализ франшиз магазинов детской одежды.