За "эмоциональными" магазинами будущее, считает бывший владелец re:Store, и до конца 2014 года обещает открыть 150 собственных и франчайзинговых магазинов франшиз Imaginarium, Mamas & Papas и Hamleys
Разработка франчайзингового пакета: риски и выгоды
- Автор: Нина Крючкова
- Издание: Franshiza.ru
Франчайзинг представляет собой весьма привлекательный способ расширения бизнеса для производителей, сервисных и торговых компаний. Основной причиной выбора франчайзинга в качестве пути развития компании является относительно небольшая величина необходимых со стороны франчайзера инвестиций по сравнению с другими способами масштабирования бизнеса.
Множество преимуществ и недостатков, которые таит в себе франчайзинг, обнаруживаются и в других методах развития. Потенциальные франчайзи понимают, что современный франчайзинг – это не «дешевый способ получить прибыльный бизнес», а серьезный ежедневный труд, хотя он и характеризуется довольно низким процентом неудачных открытий, невысокими издержками запуска и отсутствием непредвиденных сложностей с законодательством. Тысячи компаний во всем мире, работающих в более чем 75 различных индустриях, выбрали для себя такой способ развития, который сопровождался взлетами и падениями.
Перед активным развитием посредством франчайзинга каждая компания должна рассмотреть все риски, с которыми она может столкнуться впоследствии:
- контроль,
- мотивация,
- размытие собственности,
- дополнительный поток инвестиций,
- последствия для бренда,
- регулирование со стороны законодательства,
- эффект масштаба и много другое.
Все эти параметры должны быть рассмотрены еще до того, как компания займется разработкой франчайзинговой программы. Кроме того, компания должна пройти проверку на готовность к работе по франшизе, которая включает критическое осмысление положения компании в целом:
- индустрия,
- сегмент,
- существующие операционные схемы работы,
- конкурентоспособность франшизного пакета,
- территориальная стратегия,
- возможность защиты товарного знака
- альтернативные методы расширения компании
- источники дохода для франчайзера
- издержки на разработку франшизы
- анализ финансового положения компании
Только после всестороннего изучения собственного предприятия имеет смысл начинать разработку франчайзингового пакета. Надо понимать, что выработанная схема важна не только для франчайзи, но для самого франчайзера. Зачастую под франчайзинговым пакетом подразумеваются только маркетинговые схемы и юридические нормы. Безусловно, документы такого рода являются необходимыми, но не достаточными для успешного оперативного управления франчайзинговой программой.
Основными позициями, которые должны быть отражены в разработанной бизнес программе, являются:
- Системы отчетности/контроля
- Реклама/маркетинг
- Требования к капиталу
- Коммуникации
- Кооперативы по закупкам
- Разрешение и предотвращение спорных ситуаций
- Финансовое планирование и анализ
- Кадровые вопросы
- Организация обучения и тренингов
- Страхование
- Международное развитие
- Юридическая документация
- Расположение будущих предприятий
- Исследования рынка
- Формирование политики взаимодействия с франчайзи
Стратегический план развития, под влиянием которого будут складываться взаимоотношения франчайзера с его партнерами, должен включать четко прописанные процедуры и политики, методы мониторинга и поддержки. На его основе впоследствии также разрабатываются инструкции по ведению оперативной деятельности, схемы обучения, маркетинговые программы, формируется структура выплат франчайзи, а также разрабатываются требования в сфере законодательства и юридической документации.
Финальным итогом работы должна стать правовая документация, отражающая схему работы и взаимоотношения между франчайзи и франчайзером. Раскрываемые публично документы должны включать минимум рекомендованной профессиональным сообществом информации:
Первоначальные и постоянные денежные выплаты Условия франшизы Политика продления и завершения сотрудничества Эксклюзивные права Охрана товарных знаков и коммерческой тайны Критерии отбора франчайзи Требования по площадям Требования по закупкам
Многие проекты заканчиваются неудачей в связи с отсутствием эффективной стратегии развития. Несмотря на заявления со стороны критиков о высоких финансовых и временных издержках, связанных с разработкой и претворением в жизнь документов, описывающих франчайзинговую стратегию, их значение невозможно недооценить, так как они дают максимальную (хоть и не 100% гарантию) успешной работы предприятия франчайзи. Причина более высоких показателей успеха среди франчайзи вовсе не в качестве предлагаемого ими продукта, особых амбициях или трудолюбии по сравнению с независимыми предпринимателями. Истинная причина состоит в том, что они просто лучше подготовлены к ведению бизнеса благодаря четкому следованию процедурам, описанным франчайзером. Именно поэтому четкое видение стратегического развития собственной компании – это шаг на пути к успеху будущих франчайзи.
Подробнее о разработке франшизы
Возможно, Вам также будет интересно:
Как продать франшизу: пошаговая инструкция
Договор Коммерческой Концессии – все о главном договоре франчайзинга
Роялти: какой размер считается приемлемым
Бухгалтерия франчайзинга: учет, налоги и проводки
Разработка франшизы: за и против
Читайте также
Ресторанный холдинг не будет расширяться до конца года
Агрохолдинг «Лукоз», один из крупнейших производителей козьего молока в стране, запустил программу по развитию франчайзинговых магазинов «Сырная лавка». За пять лет под вывеской планируется открыть около ста точек, в том числе в Москве и Подмосковье.