Одним из основных аспектов успешного бизнеса является умение привлекать и удерживать клиентов. Это особенно важно для малого и среднего бизнеса, где существует нишевый продукт или услуга, предназначенные для определенной потребности покупателя. Pedant.ru рассказали об этом подробнее.
Рейтинг франшиз 2015-2016 г.
- Издание: Franshiza.ru
Тема неоднократно и подробно освещалась на сайте Франшиза.ру. Сегодня разговор пойдет о рейтингах. Можно ли им доверять и почему? Текущий 2015 год насыщен событиями на рынке франчайзинга и уже преодолен календарный экватор. Вскоре настанет время для подведения новых итогов и непременно будет рейтинг выгодных франшиз 2016 года. А сейчас предлагаем вниманию актуальные рейтинги франшиз 2015 года. Недавно были опубликованы два рейтинга – от РБК и от Forbes. Результаты не совпадают, т.к. для оценки популярности были использованы разные методики. Рассмотрим их подробнее: лидеры, новички и сравним, по каким алгоритмам создавались.
Место в рейтинге
|
Рейтинг РБК
|
Рейтинг Forbes
|
1 | «1С» | «Лабораторная служба Хеликс» |
2 | «Консультант Плюс» | СДЭК |
3 | Yves Rocher France | Unibrait |
4 | «Инвитро» | «Миэль» |
5 | «Гемотест лаборатория» | Samura |
6 | Subway | «СОЖ Синтез» |
7 | Vianor | Tea Funny |
8 | «Додо» | Respect |
9 | «33 пингвина» | «Мобильная мойка» |
10 | «220 вольт» | «Научное шоу профессора Николя» |
11 | «Тонус клуб» | Sugar Dance |
12 | «5 Пятерочка»
|
«Айкрафт Оптика» |
13 | Helix | Serginnetti |
14 | «Чибо партнер» | «ГлавДоставка» |
15 | «Компьютерный центр ДНС» | «Оранжевый слон» |
16 | «Суши шоп» | Burger Club |
17 | «Фармакопейка» | Yotto Group |
18 | MBE Mail Boxes ETC | «Шоколадница» |
19 | «Эвалар» | 2GIS |
20 | «От Лены Лениной» | Coffeeshop Company |
21 | Cordiant | «Слетать.ру» |
22 | OPS Office Print Service | «Сёма» |
23 | RMS Auto | «БетонБаза» |
24 | «Конфаэль» | «Инвитро» |
25 | «Гарант» | «Бэби-клуб» |
Рейтинг франшиз от РБК.
ТОП-лист, размещенный на сайте российского мультимедийного холдинга РБК, включает 30 компаний. В десятку лучших вошли сеть кафе-мороженое "33 пингвина" и сеть ресторанов быстрого питания Subway, сети медицинских центров "Инвитро" и "Гемотест лаборатория". Причем "Гемотест" удалось увеличить численность партнеров в городах, где уже действовали точки "Инвитро", за счет лояльности к начинающим свой путь в коммерции, меньшим объемам необходимых инвестиций и более низкими роялти. Стоит отметить, что медицинские услуги и общественное питание на сегодняшний день остаются в тренде среди франшиз.
Однако возглавили рейтинг РБК компании, специализирующиеся в других областях. На первых местах компании, помогающие в ведении бизнеса – разработчик и продавец ПО "1С " и справочная правовая система "Консультант Плюс". Можно сказать, что они укрепили свои позиции за счет того, что предприниматели выбрали для вложений направления с гарантированным ростом. Обе компании продолжительное время демонстрируют успешность своих франшиз. Плюс в тройке лидеров владелец монобрендовых бутиков косметики YvesRocher. Заметим, что в этой компании по данным Роспатента количество расторгнутых договоров практически равно количеству новых ДКК, так что скорее всего это говорит не об органическом росте франчайзинговой сети, а об изменении условий ДКК и заключении новых договоров с уже действующими франчайзи.
Также в рейтинг популярных франшиз 2015 года включены молодые организации, например, сеть "Додо Пицца". Первое кафе открыли в Сыктывкаре в 2011-м, а к продажам франшизы приступили только спустя 2 года. Сейчас около 100 точек работают как в России, так и в странах СНГ, в Литве, Эстонии, Румынии и США. Основатель компании Федор Овчинников внедрил ПО "Додо ИС", что позволило франчайзи управлять всеми процессами в торговом зале и на кухне: от контроля скорости приготовления до эффективности отдела доставки.
Примечательно, что франчайзеры оперативно и разумно реагируют на изменения в экономике. Седьмое место в рейтинге занимает крупнейшая на севере Европы и странах Балтии сеть шинных центров Vianor. Финское подразделение NokianTyres обеспечивает франчайзи уникальную материальную поддержку в размере 500 тысяч рублей для запуска первого центра и около 2 миллионов рублей на открытие следующих.
Рейтинг Forbes
В сравнении с рейтингом 2014 года состав существенно изменился. Остались лишь 5 компаний: развивающие центры "Сема", сеть кафе Tea Funny и "Шоколадница", мобильные студии развлекательных музыкальных роликов Sugar Dance. Среди новых участников рейтинга сеть салонов "Айкрафт Оптика" и магазины женской одежды Serginneti, которые привлекают потенциальных франчайзи сильными конкурентными преимуществами и льготными условиями, без взимания паушальных взносов и роялти. ТОПовые позиции тоже отданы вновь прибывшим: лабораторная служба "Хеликс " занимает 1 место, тогда как, один из лидеров рейтинга РБК, компания "Инвитро" на 24-м. Сразу две логистические компании заслужили участие в рейтинге Forbes – на 2 месте компания "СДЭК" и на 14 месте "ГлавДоставка ".
Как составляли рейтинги
Рейтинг РБК создан по показателям регистрации перехода прав по договору коммерческой концессии (ДКК), подлежащих регистрации в Роспатенте. И поэтому были использованы данные за прошедший год о наиболее известных товарных знаках, по которым зафиксирована передача прав, информация о расторгнутых договорах из этого списка, плюс количество договоров конкретной организации с партнерами. Насколько объективен такой подход? ДКК юридически соответствует форме договора франчайзинга за рубежом. По мнению экспертов портала Франшиза.ру, именно он позволяет оптимально регулировать взаимоотношения франчайзора и франчайзи, помогает тем и другим отстаивать свои интересы, передавать исключительные права и фиксировать ограничения (в частности, по стоимости и конкуренции), однако в настоящее время ДКК охватывают менее половины рынка франшиз. Часто при формировании сетей по франшизе компании задействуют иные всевозможные варианты: агентские и лицензионные соглашения, договор поставки и услуг. Не всех устраивает ДКК в силу различных обстоятельств, среди которых: платная регистрация, сроки регистрации, незарегистрированный товарный знак, нецелесообразность в связи со спецификой деятельности и другие причины. Поэтому важно учитывать, что рейтинг РБК хотя и охватывает значительную часть, но далеко не весь рынок франчайзинга.
Для формирования рейтинга Forbes задействовали каталоги нескольких специализированных сайтов, включая Franshiza.ru и свою базу данных. В отборе участвовали компании, которые продают франшизы с декабря 2014 года и запустили в работу не менее 50 точек, независимо от размера стартовых вложений и исключили тех, кто не представил финансовые показатели или закрыл в 2015 году более половины точек, открытых в том же году. Далее для оценки задействовали среднегодовую выручку одной точки, маржинальность, соотношение стартовых инвестиций и прибыли. В итоге ТОП-лист содержит 25 компаний.
Выбор франшизы
Как видно, подход к составлению рейтингов у РБК и Forbes существенно отличался, что неизбежно отразилось на итогах. Как к этому относиться? Как и к любой другой информации – принимать во внимание, анализировать и делать свои выводы. Любые рейтинги подразумевают субъективную оценку и могут быть основаны на опросах или на сборе информации по тем или иным критериям на усмотрение составителей. Значимость того или иного ТОП-списка определяют качество выбранных показателей, количественный объем выборки, ее репрезентативность. И здесь как раз один из камней преткновения – многие рейтинги основаны на данных, которые предоставляют сами франчайзоры, и нет возможности проверить их на правдивость
В связи с этим, для того, чтобы сформировать свое мнение, при выборе франшизы, рекомендуем комплексный подход: провести свое расследование, самостоятельно сравнить предложения в интересующих сегментах, активно связываться с действующими франчайзи, смотреть и анализировать отзывы.
И, безусловно, можно учитывать рейтинги, участники ТОП-списков несомненно заслуживают внимания, но в качестве дополнительного источника сбора данных.
Читайте также
Советами делится Сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова
Как открыть клининговую компанию и осуществить свою мечту?