Договор франшизы, договор франчайзинга - как только ни называют договор коммерческой концессии. Разберем особенности
Рейтинг франшиз РБК 2023
- Издание: Franshiza.ru
По данным franshiza.ru, на начало 2023 года в России насчитывалось 3249 франшиз. Это на 5% больше, чем годом ранее.
Стоит отметить, что в 2022 году около 280 франчайзинговых сетей свернули свою деятельность на территории РФ, что на 70% больше, чем в 2021 году. В это число входят как международные сети (например, DIM, Levi’s, NYX Cosmetic), так и российские компании. Более 400 сетей в 2022 году вывели свою франшизу на рынок. В данную цифру включены как новые для рынка франчайзинга бренды, так и компании, которые были вынуждены провести ребрендинг и продолжить работать с партнерами под новым товарным знаком.
Полные результаты исследования рынка франшиз за 2022 от franshiza.ru можно увидеть по ссылке.
А пока представляем Вам полные результаты рейтинга франшиз РБК 2023 года, ниже приведем мнения экспертов по развитию в 2022 году тех или иных отдельно взятых сегментов, а также особенностей рейтинга.
О рейтинге: как он составляется
Все договоры концессии (ДКК) и субконцессии (или договоры франчайзинга) в обязательном порядке регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности – Роспатенте. Процесс регистрации занимает несколько месяцев, так что рейтинг фиксирует изменения с некоторым опозданием, но это единственные официальные данные о рынке франшиз. РБК запросил в Роспатенте информацию о товарных знаках, по которым в течение 2022 года были зарегистрированы ДКК, а также данные о расторгнутых за год договорах по этим товарным знакам и общем количестве зарегистрированных договоров на конец года (показатель масштаба бизнеса). Место франшизы в рейтинге определяется количеством заключенных в 2022 году договоров. Если этот показатель у двух разных товарных знаков (знаков обслуживания) совпадает, тогда более высокое место занимает та франшиза, которая лидирует по общему числу контрактов за все годы.
О новичках рейтинга.
Стабильно из года в год рейтинг РБК показывает появление новых успешных игроков на рынке франчайзинга. Однако ценивать их реальный успех роста и открытия новых точек достаточно сложно, т.к. как за высокими показателями зарегистрированных в Роспатент договоров часто стоит неочевидная причина - переход известных компаний – франчайзоров с других договорных конструкций на ДКК и подписание этого договора с уже действующими партнерами. Как правило, это происходит довольно концентрировано.
Так в рейтинге каждый год много новичков, которые уже развивают франчайзинг не первый год. Например, Правда кофе, Levita, Орматек.
О высоких результатах постоянных участников рынка.
Высокий результат некоторых постоянных участников рейтинга иногда обусловлен расторжением действующих ДКК по причине изменения условий и подписание новых договоров с большим количеством уже действующих партнеров, продлением действующих договоров или одномоментной регистрацией в Роспатент накопленных за прошлый год ДКК, которые некоторые компании предпочитают регистрировать «партиями». Но в любом случае перерегистрация договоров также является положительным маркером качества франшизы.
Лабораторные франшизы.
Рынок достаточно насыщен форматами лабораторной диагностики, это один из самых конкурентных сфер франчайзинга, высокая динамика открытий, в ранее была из-за ковидного и постковидного периода, когда этот формат бизнеса показал очень высокие финансовые результаты. По прогнозам экспертов ближайший год уже не будет так богат количеством новых открытий для всех игроков этой сферы. Однако в сфере медицины можно ожидать появление новых франшиз клиник различных форматов («узкие услуги», «семейные клиники» и пр.), которые сейчас активно задумываются о развитии франчайзинга. Участники сегмента находятся в рейтинге абсолютно заслуженно, т к являются одними из самых продуманных и качественных франшиз на российском рынке.
Сервисные франшизы.
Действительно, сейчас существует тенденция спроса на сервисные франшизы, а также франшизы ПВЗ (OZON, Яндекс Маркет, Wildberries), которые открывают огромное количество точек, но в силу определенных особенностей не работают по ДКК и не являются участниками данного рейтинга.
В последнее время большое количество сетей в сфере сервиса и ремонта задумываются или уже запустили продажу своих франшиз (ремонт обуви, клининг, химчистки, автосервисы, сообщества по подбору запчастей и пр.). Это в большей степени результат сложившейся ситуации и потребительского спроса на такие услуги (сохранение и поддержание уже существующей техники, авто, одежды и обуви).
Копирка – не новичок, в прошлом рейтинге они уже заявили о себе. По прогнозам экспертов в рейтинге 2023 они покажут хорошие результаты и получат более высокие позиции, как стабильно развивающаяся компания.
Читайте также
За "эмоциональными" магазинами будущее, считает бывший владелец re:Store, и до конца 2014 года обещает открыть 150 собственных и франчайзинговых магазинов франшиз Imaginarium, Mamas & Papas и Hamleys
Одним из основных аспектов успешного бизнеса является умение привлекать и удерживать клиентов. Это особенно важно для малого и среднего бизнеса, где существует нишевый продукт или услуга, предназначенные для определенной потребности покупателя. Pedant.ru рассказали об этом подробнее.