подобрать франшизу
Все статьи

Самозанятые осваивают рынок франшиз

  • Издание: РБК+

По данным каталога Franshiza.ru, за время пандемии сети в России потеряли около 19% франчайзинговых точек. Но по итогу года рынок франшиз вырос на 5,1% по количеству проданных франшиз, на 7% — по числу франчайзеров и на 9% — по числу заявок на франшизы. В целом интерес инвесторов к франчайзингу начал расти с сентября 2020 года, отмечают аналитики каталога франшиз.

Новые ниши франчайзинга

Число заявок на франшизы крупных медицинских сетей с января по август 2021 года выросло на 30%. В условиях пандемии резко увеличилось число клиентов медицинских лабораторий, отмечает руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская: «Большинство инвесторов выбирают проекты для вложений исходя из спроса на услугу».

Кроме того, на фоне экономического кризиса и падения доходов растет число франшиз, связанных с управлением личными финансами. Например, франшизы образовательных организаций стали ориентироваться на предложение обучения финансовой грамотности и бизнес-образования. Спрос на эти программы активно подогревается государством и крупным бизнесом, отмечает генеральный директор «Финграм» Светлана Трушникова: «Повышено внимание к возможностям инвестирования, появляется все больше инвестиционных продуктов. При этом в стране очень низкий уровень финансовой грамотности».

Отдельно можно отметить франчайзинг сферы оказания услуг детям. Так, Анна Рождественская отмечает: «Одной из ярких тенденций стало перераспределение интереса покупателей франшиз в сегменте детских услуг: традиционные школы иностранных языков, спортивные и танцевальные секции стали менее популярны в сезоне 2021, на их место пришли франшизы бизнес-образования детей и финансовой грамотности. Этот сегмент развивается стремительно и собирает самое большое число заявок среди «детских франшиз»».

Адаптация и диджитализация

Согласно результатам опроса участников рынка, проведенного порталом Franshiza.ru, большинство продавцов франшиз видят в коронакризисе, скорее, возможности: 46% компаний планирует в 2021 году рост сети, 19% — выход на новые рынки, 15% готовы дорабатывать франшизы, 16% стремятся удержать существующих партнеров. Только 4% франчайзеров оценивают ситуацию как «выживание».


Например, в ресторанном бизнесе, значительно просевшим из-за ограничений пандемии, набирает популярность так называемый формат dark kitchen — кухня, которая работает только на доставку, отмечают аналитики рынка франшиз. Раньше в формате dark kitchen в основном работали пиццерии и заведения азиатской кухни, а за последний год он охватил практически все сегменты общественного питания, включая кофейни, отмечает Анна Рождественская.

По мненю директора по франчайзингу сети ресторанов Mybox Виталия Дмитриева, dark kitchen позволяет, например, сэкономить на арендной плате и открыть цех в менее проходимом месте: «Клиенты приходят не с улицы, а из интернета».

Кроме того, потребитель привык к доставке, и этот сервис продолжит развиваться, считает Виталий Дмитриев.

Удаленка изменила подходы бизнеса к коммуникации с потребителем, говорит Анна Рождественская: «Принципиально важным практически для любого бизнеса стало то, насколько технологично выстроено общение франчайзинговой сети с конечным потребителем». Приобретая франшизу, например пиццерии, по ее словам, покупатель смотрит на возможность заказов через интернет, наличие интеграции с агрегаторами и мобильного приложения, автоматизацию технологических процессов.

«Все большее значение приобретает так называемая диджитализация франшиз, которая вышла на первый план практически во всех сферах бизнеса. Принципиальное значение стала иметь технологичность взаимодействия франчайзинговой сети с конечным потребителем – это важно как в ритейле, так и общественном питании. Сегодня, приобретая франшизу, например, пиццерии покупатель смотрит на наличие возможности заказов через интернет, интеграцию с агрегаторами, наличие клиентского приложения, автоматизацию технологических процессов, а не только на бизнес-модель оффлайн заведения. Те франчайзеры, кто смогли трансформироваться под сегодняшние запросы, продолжают бороться за внимание новых франчайзинговых партнеров.

Все популярнее становится формат dark kitchen по франшизе. Такие форматы стали появляться несколько лет назад, но именно пандемия и серия локдаунов в стране стали настоящим драйвером роста в отрасли с точки зрения как спроса, так и предложения. Этот формат ранее ассоциировался только с пиццей и суши, однако за последний год предложения франчайзинга дарк-китчен охватили даже сегмент кофеен и мороженого. Те франчайзеры, кто раньше развивал только традиционные форматы ресторанов или фуд-кортов начали предлагать партнерам концепции дарк-китчен», – добавила Рождественская.

Самозанятость по франшизе

Популярность франшизы в условиях коронакризиса в большей степени определяется стоимостью инвестиций. Наиболее востребованы франшизы мини-бизнеса — в пределах 300 тыс. руб. Это, например, проекты, предлагающие, по сути, различные форматы самозанятости. Например, вместо кофейни вендинговый аппарат по продаже кофе или мини фитнес-клуб без персонала.


Примечательно, что в Федеральной налоговой службе (ФНС), на сентябрь 2021 года зарегистрировалось почти 3,2 млн самозанятых. По данным ФНС, с начала 2019 года общий доход самозанятых составил 327 млрд руб., они уплатили налоги на 8 млрд руб. (сведения на март 2021-го). Основными видами деятельности самозанятых являются такси, строительные и маркетинговые услуги, консультирование, сдача в аренду квартир и репетиторство.

В условиях коронакризиса предприниматели стремятся к минимизации персонала, отмечает доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии ИБДА РАНХиГС Эмиль Мартиросян. По его словам, в целом во франчайзинге появляется все больше малых и микропредприятий.

Подробнее – каталог франшиз России

Читайте также

"Это тот проект, с которым интересно работать, который интересен детям, который несет в себе огромный смысл в формировании успешного поколения", – рассказывает Анна Канева, франчайзи из города Сыктывкар.

Для учеников и педагогов проект «ФинГрам» стал настоящим источником вдохновения и поводом для творчества

В сфере образования открывается все больше возможностей для предпринимателей. Детские школы, студии развития и детские центры идеально вписываются в растущий рынок детского образования. Однако, прежде чем открыть свой детский центр, важно тщательно выбрать франшизу. Подробнее об этом рассказали в "ФинГрам".

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru