В 2017 году российский бизнес старался подстроиться под суровую действительность. Сеть "Чайникофф" выбрала особенную стратегию. В чем секрет успеха компании?
Смена партнёра: как в России изменился франчайзинг
- Автор: РБК+
- Издание: Franshiza.ru
Согласно исследованию Franshiza.ru, в начале 2022 года было зафиксировано 3 095 действующих франшиз на территории России (прирост в 11,3% за год). И если в 2020 году, по данным Franshiza.ru, оборот рынка из-за пандемии COVID-19 сократился на 27%, до 2,04 трлн рублей, то по итогам 2021 года вырос на 15% и добрался до отметки в 2,35 трлн рублей. В российской экономике доля франшиз в ВВП в 2020 году составляла 2%, подсчитали в Российской ассоциации франчайзинга (РАФ).
Однако не успел рынок франчайзинга начать стабилизироваться, как в конце февраля 2022 года столкнулся с новыми потрясениями. Как рассуждает Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG (организатор выставки франшиз Buybrand Expo), в первом полугодии 2022 года рынок проходил стадии принятия неизбежного. Она добавила, что в марте переговоры с потенциальными франчайзи приостановились, а действующие партнеры, желающие открыться повторно, взяли время на раздумья.
В 2022 году объявили о приостановке деятельности около 500 компаний, следует из оценки разработчика онлайн-сервисов для бухгалтерии и бизнеса СКБ «Контур», отметившего возможный уход с российского рынка до 5 тысяч торговых марок.
Екатерина Сойак добавила, что сейчас запустились механизмы, которые направлены на стабилизацию и развитие бизнеса.
Франшизы переходят на российское
Заместитель директора РАФ Сергей Рак указал на то, что уходят по большей части компании, относящиеся к недружественным странам, поскольку нарушена логистика. По его словам, франшизы общественного питания даже из недружественных стран преимущественно работают либо под собственным брендом, либо с его заменой, как например McDonald’s, Papa John’s, Domino’s.
Анна Рождественская отметила, что в течение последних лет доля зарубежных франчайзеров на рынке России постепенно уменьшалась при увеличении числа российских региональных проектов, из-за чего существенного сокращения рынка в части предложения не случилось. По ее словам, Россию покидали по большей части международные бренды, не продававшие франшизу в открытую. Анна в качестве примера привела McDonald’s, у которого за 20 лет развития в России было только три франчайзи, управлявшие менее чем 100 точками. «Поэтому уход был громким, но с точки зрения франчайзинга — это минимальные цифры».
По данным Franshiza.ru, в течение последних трех месяцев стал особенно заметен интерес российских предпринимателей к отечественным франшизам, который увеличился на 56%, а к иностранным брендам наблюдается обратная реакция - настороженность. «Серия уходов и приостановок работы международных игроков развеяла миф о том, что крупная зарубежная франшиза — некий гарант надежности, качества и уверенности в завтрашнем дне. При этом российские франшизы продолжают работать, оперативно решать возникающие проблемы за счет локализации производств и поставщиков внутри страны», — поясняет Анна Рождественская.
Государственная поддержка и инвестиции
Франчайзинговому рынку немаловажную поддержку оказало государство. Подобные программы были ранее опробованы во время пандемии. Так, в 2021 году, по словам Анны Рождественской, в числе новых франшиз были небольшие региональные бизнесы, которые были созданы в том числе при поддержке местных административных органов в рамках национального проекта по развитию предпринимательства. Сергей Рак вспомнил о поддержке рынка в регионах, в частности, в Ленинградской области, Москве и Мурманске (в столице на приобретение франшизы выделяли до 1 млн рублей).
В первом полугодии 2022 года государственная поддержка франчайзинга в Москве продолжалась. В городе одобрили порядка 100 поданных заявок, рассказал Сергей Рак, а также в Мурманской области. Эксперт отметил значительный рост активности региональных властей после выступления Владимира Путина, одобрившего франчайзинг в феврале 2022 года во время встречи с «Деловой Россией». Вскоре программы по субсидиям запустились в Ямало-Ненецком автономном округе, в котором выдали десятки субсидий, и в Московской области, добавил Сергей Рак. «Региональные программы субсидирования покупки франшиз позволяют компенсировать часть затрат на оборудование, арендные и коммунальные платежи», — поясняет Анна Рождественская.
Екатерина Сойак ссылается на данные Роспатента о 5 845 заключенных договорах коммерческой концессии в 2021 году (в 2020 году было заключено 3 818 договоров) для демонстрации роста заинтересованности к модели франчайзинга. Бизнес по франчайзингу перестал быть неизвестным и непонятным, а предприниматели рассчитывают риски, заключила Сойак. Она отметила и обоюдный интерес среди соседних стран к российскому рынку и наших предпринимателей к «соседнему» рынку, как, к примеру, к Казахстану.
Текущий год отличается подорожанием франшиз, сообщила Анна Рождественская. «В общепите открытие ресторана стало на 15–30% дороже по сравнению с началом 2022 года. При этом суммы паушального взноса практически не поднимались, подорожание произошло за счет непосредственных инвестиций в открытие. Но франчайзеры работают над снижением издержек», — отмечает эксперт.
В 2021 году Franshiza.ru отметили переход инвесторов (по сравнению с ситуацией 2020 года) из сегмента 6–10 млн рублей в сегмент стоимостью франшизы более 10 млн рублей. В то время как в первом полугодии 2022 года укрепились уже недорогие франшизы, до 1,5 млн рублей. «На фоне стагнации потребительского рынка спрос смещается в сторону «антикризисных» франшиз, базирующихся на закрытии первичных потребностей в товарах и услугах. Продолжат развиваться небольшие форматы и кафе-магазины готовой еды», — считает Анна Рождественская.
Драйверы и аутсайдеры
Согласно данным каталога Franshiza.ru, по числу точек, открытых по франчайзингу, за 2021 год рынок увеличился на 8% (в 2020 году данный показатель был равен 5,1%). По мнению Анны Рождественской, наиболее пострадавшим сегментом стал fashion, спрос на франшизы которых в 2020–2020 годах стал минимальным за всю историю франчайзинга. В прошлом году франчайзеры fashion-сегмента или вынуждены изобрести новые форматы, включая работу с маркетплейсами и развитие интернет-магазинов, а в 2022 году отрасль столкнулась с зависимостью от иностранных брендов обуви и одежды.
«Некоторые франчайзи одежных брендов до сих пор закрыты с туманными перспективами открыться вновь, а кто-то работает, но испытывает дефицит с поставками товара из-за фактически сломавшейся логистики», — говорит руководитель каталога франшиз Franshiza.ru. Тем не менее, добавила Рождественская, часть франчайзи своевременно переориентировались на отечественные или турецкие монобренды или стараются «разбавлять» товарный ассортимент другими марками, невзирая на стандарты франчайзеров.
Екатерина Сойак отметила, что в 2022 году впервые за историю ритейл-консалтинга процент сделок по открытию площадей для сферы развлечений обогнал fashion-ритейл.
В 2022 году франшизы медицинских услуг увеличивают спектр оказываемых дистанционных услуг, и, несмотря на уменьшение востребованности в тестированиях на COVID-19, появился спрос на детализированные обследования, которые позволили увеличить средний чек, пояснила Екатерина Сойак. Сергей Рак также упомянул развитие магазинов эконом-класса Fix Price и One Price как примеры успешных франшиз. Замдиректора РАФ рассказал, что One Price открыли 50 магазинов «с нуля» и в 2022 году намеревались запустить еще 70. Главное отличие One Price заключается в позиционировании, поскольку по сравнению с Fix Price в ассортименте товаров отсутствуют продукты. По мнению Екатерины Сойак, сумевшие «рвануть вверх» в период пандемии сейчас продолжают развиваться. В пример она приводит «Пятёрочку», открывшую по модели обратного франчайзинга уже свыше 130 магазинов с начала текущего года.
Эксперты также выделяют сферу строительства как «новое поле для франчайзинга». «Строительство открыло океан для новых франшиз в сфере услуг — от ремонта и дизайна до обучения сотрудников», — рассуждает Екатерина Сойак. Сергей Рак в свою очередь вспомнил успех старта франшиз по утеплению и теплоизоляции загородных домов и создания «мягких окон».
«Время нестабильности и дорогих кредитов влияет на настроение предпринимателей. Но есть довольно много бизнесменов, которые уверены, что кризис — время возможностей. Если бы у них была финансовая подушка или дешевые кредиты, они бы старались занять привлекательные локации, которые сейчас оказываются свободными, а арендодатели были бы более сговорчивыми», — подытожила Анна Рождественская. Сейчас главным риском является «потеря» поставщиков или нарушение логистических цепочек, из-за чего многие предприниматели начали сотрудничать с отечественными партнерами, включая производителей продуктов питания, добавила Екатерина Сойак.
Читайте также
Выбирай франшизу подарков с учетом сезона и ростом рынка
О выгодах франчайзинга в кризисное время или франчайзинг по-чешски