"Самолет Плюс" объединяет в себе цифровую платформу и офисы по предоставлению сервисов в области недвижимости. Офисы находятся в 150 городах России, и компания не собирается останавливаться. В чём уникальность формата и какое будущее ждёт проект – в этой статье.
Subway в России поссорился с франчайзи
- Автор: Анна Левинская
- Издание: РБК-daily
Франшиза американских кафе Subway считается одной из самых популярных в России — открывая дело, бизнесмены надеются оказаться под крылом крупной сети. Но, как стало известно РБК, часть франчайзи летом заморозила выплаты роялти владельцу генеральной лицензии на Россию — Subway Russia: они упрекают компанию в навязывании им невыгодных закупочных цен на продукцию PepsiСo, Efes и других поставщиков.
Дорогая газировка
Американская Subway Russia LLC (в России представлена дочерним ООО «Сабвэй Раша Сервис Компани»; см. справку) в конце июня 2014 года получила письмо от шести своих партнеров — субфранчайзи марки («Саб Альянс», «Сабвэйлэнд», «Вектор М1», «Здоровое питание», ИП Андрианов А.М. и ИП Кузнецов И.А.), в котором они утверждают, что навязанные им по лицензионному договору закупочные цены невыгодны по сравнению с ценами других операторов фастфуда.
Эти шесть компаний совокупно владеют примерно 80 ресторанами Subway в Москве и Московской области. Вся российская сеть на начало 2014 года состояла из 650 точек, то есть недовольным франчайзи принадлежит более 12% ресторанов.
В письме (есть в распоряжении РБК) франчайзи требуют устранения «ценовой дискриминации» при закупках продукции Pepsi и Efes, а также просят компенсировать им недополученную прибыль. С 17 июня и до тех пор, пока проблема не будет полностью решена, они замораживают выплату роялти и прочие платежи (см. справку), прекращают отправлять еженедельный отчет об инвентаризации и продажах и не допустят в свои точки консультантов Subway Russia.
Совладелец компании «Саб Альянс» (43 ресторана) Вадим Севрюков подтвердил подлинность письма. По его словам, ресторанами «Саб Альянса» платежи заморожены до сих пор.
Он рассказал, что в руки недовольных франчайзи попали накладные на поставку Pepsi и Efes в другие сети; сравнив их с собственными, они обнаружили, что работают по завышенным ценам. «Поразительно, что для одной из крупнейших сетей России цены оказались выше, чем для меньших игроков рынка», — говорит Севрюков. Он утверждает, что, к примеру, сиропы и газированная вода 7UP от Pepsi отпускались Subway примерно втрое дороже, чем конкуренту — компании KFC. Закупочные цены на пиво от Efes также не выдерживали сравнения, добавляет Севрюков.
Источники в других компаниях-франчайзи подтверждают эту информацию. «С таким ценами трудно конкурировать на нашем рынке», — жалуется один из старейших франчайзи Subway в России.
Стратегические партнеры
Не закупать продукцию PepsiCo или Efes франчайзинговые Subway не могут: эти производители — стратегические партнеры Subway Russia. Генеральный франчайзи гарантирует этим поставщикам, что рестораны будут выступать рекламной площадкой для их продукции. Например, каждая точка должна отдать один из дисплеев под рекламу компании-партнера. Там, где это возможно, продукция рекламируется в витрине. Взамен поставщик обязуется отпускать продукцию по лучшей цене либо по цене не выше, чем для своих крупнейших партнеров на том же рынке. По словам Севрюкова, Efes выплатила Subway Russia «маркетинговый» платеж в несколько миллионов долларов.
Президент и совладелец Subway Russia Джеймс Генсингер подтвердил РБК, что правила для лицензиатов действительно таковы: они должны закупать продукцию одобренных поставщиков, это связано с особенностями ресторанного рынка.
«Франчайзи обратили наше внимание на то, что они получают невыгодные цены от нашего долгосрочного партнера Pepsi, и мы заверили их, что мы разберемся в ситуации и решим ее», — сообщил Генсингер РБК. Сейчас, по его словам, с Pepsi ведутся переговоры. «Как только мы разберемся с текущей проблемой, мы начнем переговоры с компанией Efes», — заверяет Генсингер.
Он подчеркнул, что Subway Russia работает в соответствии с законами: ее сотрудникам хорошо известно, что практика откатов незамедлительно приведет к отзыву франшизы на Россию со стороны Doctor’s Associates (владеет брендом Subway).
Генсингер также заявил, что остановка выплат роялти неприемлема: франчайзи должны перечислять их до 10-го числа каждого месяца. «Нарушение контракта с нами из?за того, что Pepsi нарушает свой договор, неприемлемо, нелогично», — пишет Генсингер, он обещает востребовать задолженность через суд.
Протестующие франчайзи рассказывают, что получили сообщение от Генсингера, председателя совета директоров Subway Russia Дэвида Уоррела и исполнительного директора Subway Russia Джона Оуэна, в котором те предупреждают, что «вымогательство посредством угроз — неплодотворный способ ведения бизнеса».
Совладелец «Сабвэйлэнд» Юрий Гургов говорит, что Генсингер и его коллеги подтвердили ему и другим рестораторам факты нарушения компаниями Pepsi и Efes контрактных обязательств. «Сабвэйлэнд» возобновил выплаты роялти, но так поступили не все франчайзи. По словам Севрюкова, он подождет, пока ситуация с ценами будет улажена.
Компания PepsiCo не ответила на вопросы РБК, объяснив, что не комментирует коммерческие отношения с партнерами. Efes не ответил на запрос РБК.
Охладили «Балтику»
Франчайзи Subway рассказывают, что похожие проблемы — с PepsiCo и «Балтикой» — уже приходилось решать примерно три года назад. «Наш коллега-франчайзи Subway купил франшизу Sbarro и, когда сравнил накладные на товары, был очень удивлен», — вспоминает один из собеседников РБК. В частности, бизнесмен обнаружил, что по 200 гектолитров пива от «Балтики», на тот момент стратегического партнера Subway, без учета ретробонуса стоили около 1,8 млн руб., а тот же объем от Heineken, рядового поставщика, предлагался за 1 млн руб.
Объединившиеся в противостоянии франчайзи не сумели решить проблему с Subway Russia и написали напрямую основателю Doctor’s Associates Фреду ДеЛюке. Письмо (есть у РБК) подписали 23 предпринимателя, владевших на тот момент 107 ресторанами (примерно треть от общего количества точек сети в России на начало 2012 года). Они требовали приостановки действия эксклюзивных договоров с PepsiCo и «Балтикой». Способом давления также стало обещание приостановки выплаты роялти c 1 апреля 2012 года.
В середине того же года Генсингер сообщил франчайзи, что компания останавливает переговоры с «Балтикой» о национальном партнерстве. Subway Russia открыла новый тендер (до его проведения франчайзи продолжали заключать соглашения с «Балтикой», но сокращенные — не больше 90 дней) и впоследствии выбрала Efes.
Представитель «Балтики» отказался от комментариев.
Сложно расстаться
Когда шли разбирательства с «Балтикой», предприниматели Андрей и Евгений Руденко (однофамильцы) владели 30 франчайзинговыми ресторанами Subway. Они, по словам Севрюкова, были в числе тех, кто пожаловался в Doctor’s Associates. Позже бизнесмены получили письмо от Subway Russia о том, что с ними расторгается договор франчайзинга — они должны ребрендировать точки и предоставить соответствующий график.
Руденко решили перевести свои заведения под вывеску Glowsubs, но спустя время им сообщили, что они не могут развивать конкурирующую с Subway сеть. Руденко подтвердили эту информацию РБК. Сейчас у бизнесменов нет ресторанов Subway.
В апреле 2014 года бизнесмены неожиданно для них получили уведомления об иске, который Subway Russia подала в стокгольмский арбитраж. Как пояснил РБК Генсингер, Руденко не раз нарушали условия договора коммерческой концессии, включая открытие неавторизованных ресторанов Subway.
Всемирная история Subway
Первое кафе Subway было открыто Фредом ДеЛюка в 1965 году в городе Бриджпорт, штате Коннектикут. Совместное предприятие ДеЛюка и его партнера Питера Бака получила название Doctor's Associates, потому что при помощи небольшого бизнеса ДеЛюка планировал заработать на оплату учебы в медицинской школе.
Общее количество Subway на конец августа составляло около 42,5 тыс в 108 странах, в основном это франчайзинговые заведения. По итогам 2013 года продажи сети составили $18,1 млрд.
В России первый ресторан был открыт в Санкт-Петербурге в 1994 году, франшизу на страну получила американская компания Subway Russia. Владельцами Subway Russia считаются Джеймc Генсингер, Дэвид Уоррэл и Джон Фини. Сама компания не раскрывает данные по структуре владения и выручке. Subway Russia сама владеет только двумя кафе в Петербурге, прочие российские точки открыты по франшизе.
По данным Euromonitor International, объем рынка фаст-фуда в России в 2013 году составил около $9,4 млрд. Subway занимает третье место по доле рынка (3,3%), уступая Burger King (5,1%) и McDonald's (20%).
В конце девяностых годов крупнейшие сети фаст-фуда обнаружили, что в США и Европе остается все меньше локаций для новых точек. Преимуществом Subway стали гибкость в подходе к размеру точки и меню. Сеть предлагает холодные блюда, а значит кафе легче открывать в нетрадиционных местах. До 2010 Subway серьезно нарастил количество кафе благодаря тому, что открывался в магазинах Wal-Mart и Home Depot. Subway можно обнаружить в церкви в Нью-Йорке, в автоматических прачечных в Калифорнии, в американских больницах и в Пентагоне. Первый кошерный Subway был открыт в еврейском культурном центре при синагоге в Кливленде в 2006 году.
Агрессивная экспансия Subway стала причиной недовольства многих франчайзи в разных странах. Компания поощряет открытие новых точек рядом с существующими, создавая внутреннюю конкуренцию и каннибализацию продаж: из-за этого в середине 90-х Subway был участником многих судебных дел в США. По словам российских франчайзи, подобная проблема существует и в России.
По словам исполнительного директора Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрия Михайличенко, франчайзи Subway не обращались с жалобами в комитет по делам франчайзи (третейский орган в рамках РАФ). "У крупных франчайзеров, таких как Subway, отработанная система взаимодействия с партнерами по всем миру, даже если возникают конфликтные ситуации, компания разбирает все кейсы и делает выводы", – говорит Михайличенко.
Почему популярна франшиза Subway
Последние несколько лет журнал Entrepreneur в своем ренкинге самых быстрорастущих франчайзинговых бизнесов ставит Subway на первое место. Как объясняет руководитель отдела продажи франшиз компании «Франкон» Анна Рождественская, у Subway нет жестких требований к наличию у франчайзи опыта в общественном питании, а инвестиции в открытие бизнеса в этом сегменте относительно небольшие (см. рисунок).
Кроме того, Subway придерживается грамотной территориальной политики: «У франчайзи нет возможности «закрыть» за собой город или хотя бы район города. Из-за этого у партнеров всегда есть стимул к развитию и открытию новых точек, чтобы не потерять лидерство в городе», — говорит Рождественская.
Положительная динамика Subway в России объясняется и отсутствием франчайзинговых предложений от конкурентов из числа мировых гигантов. Так, McDonald’s не продает франшизу, Burger King выдал франшизу совместному предприятию «Шоколадницы» и ВТБ, но они обходятся без субфранчайзи, а KFC продает право на открытие ресторанов только на целые регионы, что сужает круг потенциальных партнеров. Еще один мировой лидер — Wendy’s — в середине года ушел с рынка.
В 2013 году число франчайзинговых предприятий в России выросло по сравнению с предыдущим годом на 30%, до 74,6 тыс., подсчитали во «Франконе». По данным компании, это больше числа франчайзи в Германии (72,7 тыс). С начала 2014 года интерес предпринимателей к франшизам крупных брендов существенно возрос, добавляет Рождественская: общее число заявок от потенциальных франчайзи в первой половине года превышало уровень аналогичного периода 2013?го более чем вдвое.
«Франкон» отмечал увеличение спроса на франшизы «Росинтера» (сети «IL Патио», «Планета суши» и пр.) и «Г.?М. Р. Планета гостеприимства» (Sbarro, «Елки-Палки» и др.). Вице-президент «Росинтера» Эрнесто Гонзалез говорил газете «Коммерсантъ», что с января по март по сравнению с аналогичным периодом 2013 года количество обращений от потенциальных франчайзи увеличилось в 3–4 раза.
«Те, кто решается на покупку франшизы, отмечают, что впервые за последние годы стало возможно говорить о скидках на переговорах об аренде с торговыми центрами», — говорит Рождественская.
Читайте также
Отличаются ли украинская схема ведения франчайзингового бизнеса от европейской и азиатской рассказывает Андрей Кривонос - глава Украинской Ассоциации Франчайзинга
Как блогеры открывают свой магазин "Стильпарк"?