Эффективно работать можно даже в маленьких населенных городах и поселках. Главное – это знать, как стать лучшими. Лайфхаками делится Антон Усенко, руководитель отдела аренды франшизы "Пив&Ко»".
Тенденции франчайзинга в сфере общественного питания в США
- Автор: Алеся Следина и Полина Зиятдинова
- Издание: Franshiza.ru
Для франчайзинговых концепций, развивающихся на американском рынке, настали интересные времена. Однако, несмотря на перемены, франшизы в сфере общественного питания всегда будут пользоваться спросом, так как питание вне дома уже давно стало частью образа жизни американцев.
Согласно статистике IHS Global Insight, в период с 2014 года по 2015 оборот франшиз вышеупомянутого сегмента в США вырос на 10,8 % и составил 341 миллиард долларов. В третьем квартале 2015 года удельный вес франшиз в сфере общественного питания в обороте франчайзингового рынка составил 33,6%. В США функционирует около 195 тысяч точек общепита, которые в общем виде подразделяются на такие категории, как «традиционные», полноформатные рестораны и рестораны быстрого обслуживания, причем на последнюю категорию приходится более 80% всех функционирующих франшиз ресторанов.
Однако, если смотреть немного глубже, разнообразие франшиз в сфере общественного питания, вероятно, ставит потенциальных инвесторов в затруднительное положение, связанное с выбором наиболее подходящей ниши.
Посмотрим на основные категории франшиз в сфере общественного питания, встречающихся на американском рынке. Для наглядности проиллюстрируем эти категории примерами франшиз из каталога franshiza.ru.
Выделяют следующие категории франшиз индустрии питания:
- франшизы ресторанов быстрого питания (Subway, BurgerCLUB, Вилка-Ложка),
- франшизы традиционных ресторанов (Перчини, Casa Mia, Козловица),
- франшизы кофеен (Шоколадница, Traveler's coffee, Coffeeshop Company),
- франшизы пиццерий (Pizza Time, Папа Джонс),
- франшизы кафе-мороженого и замороженных йогуртов (33 Пингвина, Баскин Роббинс, Gelateria Plombir),
- франшизы кафе по продаже напитков (Tea Funny, Bubble Mania),
- франшизы пекарен (Cinnabon),
- франшизы баров (Killfish, Harat’s Pub),
- франшизы сегмента takeaway ( Суши WOK , Red Cup)
- и многие другие.
На текущий момент в этой отрасли в США набирают силу различные тенденции, причем некоторые из них уже оказали заметное влияние на развитие рынка фрачнчайзинга, другие – могут оказать его в скором времени.
1. Открытие франчайзинговых предприятий в формате тонаров
В США тонары в последние несколько лет стали своеобразным трендом, в особенности для франшиз пиццерий. Для таких франчайзинговых концепций, как Taco Bell, Applebee’s, Jack in the Box, Johnny Rockets, Dairy Queen и T.G.I. Friday’s, тонары стали мобильной версией их полноформатных концепций.
Данный формат является привлекательным и для франчайзеров, и для франчайзи. Так, ввиду своей мобильности, тонары помогают франчайзерам определить наиболее интересные места, на которых впоследствии можно расположить полноформатный ресторан. Среди основных преимуществ тонаров для франчайзи – возможность за минимальные инвестиции присоединиться к известному бренду с репутацией и уже установленными связями, отработанными системами и процессами, заметно увеличивающими эффективность использования ресурсов и обеспечивающими экономию от масштаба.
2. Борьба фастфуда со стагнацией
Согласно ежегодному американскому исследованию ресторанов Annual Restaurant Survey, уровень удовлетворенности запросов потребителей достиг наименьшего значения за последние 5 лет. По мнению экспертов рынка, объяснить это можно тем, что американские потребители считают саму концепцию фастфуда устаревшей.
По мнению аналитиков, американский рынок общественного питания перенасыщен традиционным фастфудом, который предлагают такие франшизы, как McDonald’s, Sonic, Wendy’s, KFC, Taco Bell. Так как этот сегмент, вероятнее всего, достиг точки насыщения, в нем уже почти не остается места для дальнейшего роста.
На самом деле, эта новость не настолько тревожна для рынка в целом: так, концепция fast-casual будет являться одним из самых перспективных, быстро растущих сегментов, а франчайзеры из других ниш будут выбирать новые стратегии поведения. Одни рестораны быстрого питания смогут удерживать потребителей низкими ценами, другие – разнообразием новых здоровых продуктов, прежние фавориты – покорять сердца и желудки потребителей новинками меню. Среди примеров сетей, обновивших свое меню – «старожилы» рынка - Subway, который добавил хумус и острый соус шрирача, и McDonald’s, который предложил американским потребителям новый салат с капустой.
3. Повышение информированности потребителей
В 2011 году QSR Magazine составил рейтинг 7 главных трендов в индустрии общественного питания.Одним из таких трендов стала прозрачность. «Потребители ожидают больше информации, и они так или иначе получают эти сведения», - сообщил директор направления исследований сферы питания компании QSR Magazine.
Действительно, за последние несколько лет покупатели стали более искушенными: теперь клиенты хотят быть уверенными в том, что еда, которую они потребляют, соответствует всем стандартам. Поэтому предоставление достоверной информации о блюдах становится важной задачей для франчайзеров и франчайзи.
В связи с этим вполне закономерным представляется рост популярности открытых кухонь, которые раньше были уделом известных шеф-поваров и дорогих ресторанов. Теперь открытые кухни встречаются у многих американских франчайзинговых брендов (Moe’s, Noble Roman’s Pizza, Subway, Papa Murphy’s Pizza, Domino’s).
Наряду с увеличением количества открытых кухонь составление доступного для понимания меню также является одной из ведущих тенденций в сфере общественного питания. В США, начиная с декабря 2016 года, Управление по надзору в сфере пищевых продуктов и лекарственных средств обяжет сети предприятий общественного питания, насчитывающие в своем распоряжении 20 или более точек, обозначать содержание, состав, калорийность блюд в меню и на дисплеях «ясно и чётко». Таким образом, эти изменения коснутся многих франчайзинговых сетей, развивающихся на американском рынке.
4. Повышение среднего возраста обслуживающего персонала
Некоторое время назад количество молодых людей до 20 лет, работающих в сфере общественного питания, была высока. Но на сегодняшний день в США демографическое соотношение рабочей силы в этой сфере изменилось.
Согласно исследованиям Национальной ассоциации ресторанов, молодые люди до 20 лет составляли около 21% рабочей силы в данной сфере в 2007 году. В 2014 их доля сократилась до 17%. И наоборот, трудоустройство в этом секторе работников, чей возраст составляет от 20 до 24 лет, выросло с 21% до 24% по сравнению по сравнению с 2007 годом. При этом впечатляет рост численности рабочих от 55 лет и старше, потому как доля этой возрастной группы в численности рабочей силы на рынке общественного питания увеличилась на 38% с 2007 по 2014 год.
Причины таких изменений лежат не только в общем состоянии экономики, но и в тенденции, в соответствии с которой люди старше 55 лет стремятся оставаться в составе рабочей силы, как можно дольше, в том числе занимая и позиции в сфере общественного питания. «Поэтому, несмотря на то, что на сегодняшний момент работники этой возрастной категории составляют небольшой процент от общей численности занятых в ресторанном бизнесе, в будущем их число может увеличиться», - прогнозирует старший вице-президент направления исследований в сфере питания компании NRA.
Таким образом, результаты исследования наводят на мысль о том, что американским франчайзи следует учитывать эти изменения при поиске персонала для своего франчайзингового предприятия.
Резюмируя, можно сказать, что в настоящее время франчайзинг в сфере общественного питания в США движется в интересном направлении. Высокий уровень конкуренции среди франшиз этой области способствует созданию и развитию новых проектов, связанных с продвижением своего бренда, привлечением и удержанием потребителей. К таким трендам относятся развитие новых форматов франчайзинговых предприятий (тонары), большая открытость франчайзеров и франчайзи по отношению к потребителям, активное развитие сегментов fast-casual и эксперименты с меню в фастфуд-ресторанах. Также интересен тренд изменения структуры рабочей силы на рынке общественного питания.
Развитие и углубление этих тенденций может привести к неожиданным изменениям в одной из самых значимых сфер американского рынка франчайзинга.
Источники: Franchise Business Economic Outlook for 2015, Franchise Direct
Читайте также
Хороший бухгалтер стоит дорого, а плохой намного дороже. И если вторая часть этого афоризма по-прежнему актуальна, то с первой уже можно поспорить
Бизнес, основу которого составляет торговля нижним бельем, также как и бизнес в общественном питании, всегда будет востребован