подобрать франшизу
Все статьи

В Казахстане сложно получить кредит на франшизу

  • Издание: Kapital.kz

В настоящее время банки неактивно финансируют компании, приобретающие франшизу. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz заявил вице-президент «Казахстанской ассоциации франчайзинга» Бекнур Кисиков. 

«Для того, чтобы банк принял решение о финансовой поддержке франчайзинга, компания должна иметь сильный бренд и достаточный уровень активов. Конечно, кредит на приобретение франшизы McDonald's в США предоставит любой банк. В этом случае, гарантией будет являться непосредственно бренд. В Казахстане практически нет таких брендов, под гарантию которых банки обеспечили бы финансирование. Казахстанские банки не воспринимают интеллектуальную собственность в качестве залога», - проинформировал Кисиков.

Действительно, банки предпочитают твердые залоги. Ведь, если бизнес перестанет приносить доход и предприниматель будет не в состоянии погашать кредит, недвижимость можно будет без труда реализовать. Банки смогут это сделать даже при коррекции цен на рынке недвижимости. Так, на конец сентября 2013 года в «Казкоммерцбанке» доля кредитов, обеспеченных недвижимостью, составляет 58% от общего ссудного портфеля. На конец 2012 года доля займов, подкрепленных твердым залогом была немного меньше — 54,9%.  

Кредитный портфель «БанкаЦентрКредит»  более зависим от ситуации на рынке недвижимости. На конец сентября 2013 года доля займов, обеспеченных недвижимостью и прав на нее составила 73,8% от общего объема выданных кредитов. На конец 2012 года доля таких займов в ссудном портфеле не превышала 72,9%.    

Между тем, казахстанский рынок франчайзинга, несмотря на отсутствие господдержки, набирает обороты. Еще пару лет назад этот рынок оценивался порядка 1 млрд. долларов. В настоящее время, как отметил Кисиков, рынок франчайзинга Казахстана оценивается в 2 млрд. долларов. Объем российского рынка франчайзинга по некоторым оценкам составляет 30 млрд. долларов. 

«Такая огромная разница в объемах российского и казахстанского рынка объяснима. Рынок России более емкий, к тому же на эту площадку легче выйти из-за близости российского рынка к Европе. Москва входит в перечень городов, куда франчайзеры хотят заходить в первую очередь. Например, компания McDonald's еще в 80-х годах вышла на рынок Москвы», - отметил Кисиков. 

Также в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz собеседник пояснил, что у казахстанских предпринимателей наиболее востребованы розничные бренды. 

«В основном это торговые франшизы, которые можно достаточно быстро окупить. Это могут быть франшизы по продаже одежды, обуви. Не только в Казахстане розничные франшизы наиболее востребованы, эта тенденция прослеживается во всем мире. В настоящее время наибольшим спросом пользуются  также франшизы в ресторанном бизнесе, в основном это фаст-фуд. В Казахстане есть франшизы и бизнес-формата, рестораны, кафе. Думаю, что в следующем году рынок франчайзинга в  ресторанном бизнесе будет развиваться более активно», - отметил Бекнур Кисиков.

Вице-президент «Казахстанской ассоциации франчайзинга» обратили особое внимание, что в Казахстане работает около 250 систем, которые работают на основе франшизы. Так, в одной системе может быть задействовано около 2-3 компаний. «В Казахстане в основном представлены иностранные франшизы. Но российские сети являются доминирующими, далее идут европейские, американские. Во всем мире лидируют компании, которые используют американские франшизы, кроме Ирана и Северной Кореи. При этом российские бренды могут представлять американские бренды», - подчеркнул Кисиков.    

Как выяснилось, ежемесячная плата за использование франшизы (роялти) может достигать 30% от чистой прибыли. 

«В среднем размер роялти варьируется от 7% до 12% от чистой прибыли в месяц, в зависимости от договоренности покупателя франшизы и ее продавца. Есть компании, которые рассчитывают роялти от оборота, а не от прибыли. В Казахстане достаточно сложно отследить продажи, ведь не все организации отражают обороты в полном объеме. Так, у некоторых компаний, работающих на основе франшизы, порой размер роялти фиксирован и выражается в денежном выражении. В России роялти может колебаться в пределах 8-15% от чистой прибыли»,- подчеркнул Бекнур Кисиков. 

Исполнительный директор ТОО ПКФ «Kazakhstan TextiLine» с торговой маркой Mimioriki Инна Апенко поделилась, сколько составляет размер роялти за использование бренда.

«Единовременный взнос за использование бренда Mimioriki составляет 15 тыс. долларов. Но  уточню, что эта сумма не является стоимостью бренда, это первоначальные инвестиции предпринимателя в бизнес. В результате бизнесмен получает дизайн проекта в соответствии с фирменным стилем Mimioriki, обучающие тренинги. Также наша компания проводит консультации по открытию магазина, где затраты связанные с транспортом и проживанием также покрываются за счет бюджета нашей организации. Так, при открытии магазина на основе франшизы, команда  Kazakhstan TextiLine из 3-4 человек может приехать в любой регион Казахстана», - отметила Инна Апенко.  

По ее словам, объем инвестиций в региональный магазин детской одежды может составить порядка 80 тыс. долларов. 

«Эта та сумма, которую предприниматель должен быть готов инвестировать в проект. Так, если рассмотреть структуру данных инвестиций, то наибольшую часть составляют вложения в оборотный капитал, включающие затраты на покупку одежды для продажи. Из 80 тыс. долларов 15 тыс. долларов составляет непосредственно стоимость самой франшизы, порядка 20 тыс. долларов могут достичь инвестиции в магазин. Вложения в торговую точку включают заказ фирменного оборудования, мебели. Магазин, который работает на основе франшизы Mimioriki окупается через 2-3 года. Размер роялти, который платят партнеры за использование нашего бренда, составляет 3-5% от чистой прибыли ежемесячно. В итоге, франчайзи (покупатель франнизы и прав на нее) франшиза Mimioriki обойдется в 80 тыс. долларов плюс ежемесячные затраты на роялти», - проинформировала Апенко.

Бекнур Кисиков подчеркнул, что средняя стоимость франшизы составляет 100 тыс. долларов. Но по его словам, помимо этой суммы нужно делать ежемесячные платежи владельцу бренда. Как отметил собеседник, в этот пакет включены определенные требования к франчайзи, технологии работы с клиентами. 

«Стоимость франшизы, как правило, оценивают владельцы бренда. Но правильнее, профессиональнее подключать оценщиков. В настоящее время рынок оценки на стадии становления», - подчеркнул Кисиков. 

По информации вице-президента «Казахстанской ассоциации франчайзинга» чаще всего предприниматели, заинтересованные в покупке франшизы, напрямую выходят на владельца бренда. 

«При налаживании коммуникаций через посредника необходимо будет заплатить ему определенную сумму за его услуги. В Казахстане мы также хотим развивать институт посредничества. В частности, Евразийская ассоциация франчайзинга также могла бы регулировать взаимоотношения между владельцем бренда (франчайзером) и франчайзи. Так, при нарушенных коммуникациях между франчайзером и франчайзи стоимость бренда может заметно снизиться», - подчеркнул Бекнур Кисиков. 

Собеседник уточнил, что некоторые бренды создаются специально для продажи в виде франшизы. «Предпринимателю, приобретающему франшизу, не гарантируется получение прибыли. Чаще всего безубыточными оказываются франшизы таких брендов, которые раскручены во всем мире. При этом предпринимателю, который изъявил желание приобрести бренд необходимо проанализировать схему работы по договору франшизы, понять рынок сбыта. В этом направлении наша ассоциация также планирует давать какие-то рекомендации. Нужно учитывать, что каждый бизнес индивидуален», - проинформировал Кисиков.

В тоже время, по мнению Бекнура Кисикова, консалтинговые услуги в сфере франчайзинга не всегда могут приносить пользу. «Институты консалтинга могут быть бесполезны, если сами предприниматели, решившие заключить договор франшизы, не закажут маркетинговое исследование. Так, порой спросом у предпринимателей могут пользоваться одни бренды, а востребованы на рынке могут быть совершенно другие бренды. Все покупают бренды, но не приобретают нишу на рынке», - считает собеседник.

Напомним, франчайзинг в Казахстане появился в 1994 году, когда в стране был запущен завод Coca-Cola. По системе франчайзинга в середине 90-х годов был открыт фирменный магазин Adidas. В декабре 1999 года была открыта гостиница «Анкара», франчайзи известной гостиничной сети InterContinental. В 1999 году зашла на рынок Казахстана международная сеть кафе-мороженое Baskin Robbins.

Все франшизы России

Читайте также

Команда digital-маркетинга поделилась своим опытом работы с "Настоящей пекарней" с самого запуска франшизы до становления международной сетью.

Работа с родителями - основным источником прибыли в проекте, должна стать в основе бизнеса

Как собрать армию подписчиков в соцсетях "Пив&Ко" и одной левой перетащить их в реальный мир? Мы знаем, как развить соцсети, чтобы продавать больше

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru