подобрать франшизу
Все статьи

За прибылью в сибирскую глубинку!

  • Автор: Аркадий Кузнецов
  • Издание: National Business

В Тюмени состоялся уже третий Всероссийский форум «Франчайзинг. Регионы». Мероприятие открывал губернатор Тюменской области Владимир Якушев, что подтверждает – региональные власти придают большое значение всем идеям, которые способны повысить предпринимательскую активность. В условиях, когда налоговая база уменьшается, малому бизнесу отводят роль «локомотива развития».

Свои идеи «сетевого бизнеса» предложили на площадке Тюменского технопарка четыре десятка российских компаний. Основным направлением было «Общественное питание» и «Розничная торговля», хотя желающие могли познакомиться и с тем, что крупные компании предлагают развивать в качестве «Услуг» и «Производства». О том, куда движется российский бизнес и какие из франшиз являются самыми востребованными мы побеседовали с организаторами форума.     

Анна Рождественская, эксперт портала franshiza.ru

-- Какие виды производственных франшиз представлены на российском рынке?

-- Их катастрофически мало, хотя во всем мире франчайзинг распространен как раз в производстве и сфере услуг. Если по услугам мы постепенно начинаем расти, процент таких проектов предлагаемых по франшизе за два года поднялся с 14 до 30. Эти цифры вселяют оптимизм, но в плане производства ситуация остается хуже.

-- Какие услуги востребованы прежде всего?

-- Традиционно сильны и с каждым годом набирают обороты франшизы в секторе образования, детских клубов и развивающих центры, а также медицины – лабораторные офисы и частные клиники. Из новых предложений недавно в России появилась франшиза по проведению инвентаризации. Те, кто вращается в этой сфере, понимает, что это очень большая проблема для многих компаний. Это предложение не успело даже выйти с какой-то широкой рекламной компанией, а Тюмень была одной из первых, кто его приобрел.    

Кстати, в маленькой Польше подобных франшиз можно найти больше двух десятков, а уж что творится в этой сфере во всей Европе или Америке даже не поддается оценке. Мы постепенно расширяемся, охватываем новые отрасли, франчайзинг в России становится все более интересным.

-- Уменьшилась ли сейчас покупка зарубежных предложений по франшизе?

-- Известные мировые бренды, которые сильны в нашей стране, продолжают развиваться. Инвесторов не останавливает ситуация с валютой и экономической блокадой. Что касается предложений иностранных компаний в общей структуре франчайзинга, они в этом году уменьшились. Доля международных франшиз сократилась за счет активизации российских франчайзеров, количественного роста отечественных предложений.

-- Как у российских предпринимателей обстоит дело с соблюдением авторских прав?

К сожалению, некоторые «продвинутые» бизнесмены копируют идеи и предлагают их в России под другим брендом. От этого никто не застрахован, но это стало гораздо более редким явлением. Растет культура предпринимательства, приходит понимание того, что мало своровать идею, важно, чтобы существовал комплекс, поддерживающий ее на этапе запуска и дальнейшего функционирования. Если люди нацелены на становление качественного бизнеса, они стараются приобретать франшизу.

-- Какие предложения по производству есть в российском франчайзинге?

-- Первое, что приходит на ум – франшиза «Мастер Файбер» из Москвы. Это производство покрытия для детских и спортивных площадок, дорожек и бордюров. Уточню, не для автодорог и городских тротуаров, а для территории двора, где играют дети. У компании есть запатентованная технология, которая передается в рамках программы франчайзинга. Они существует достаточно давно, охватили практически все регионы России и активно выходят на зарубежные рынки, даже в Южную Америку.

-- Производственная франшиза вместе с идеей передает технологию и оборудование?

-- Да, и это одна из причин почему производственный франчайзинг слабо развит в России.  Нужно не только привлечь клиента уникальной технологией, но и удержать его впоследствии. Нужно обладать опытом, знаниями и навыком, чтобы совершенствовать производство и вместе с ним того, кто приобрел франшизу. После передачи всей информации о том, как этот бизнес работает и технологий, тем более, если они запатентованы, возникает вопрос, чем удержать партнера? Встает вопрос насколько франчайзер сможет поддерживать интерес франчайзи. В Европе и Америке считается абсолютной нормой поддерживать отношения, если ты вступил в сеть. Там другая предпринимательская культура и отношение к интеллектуальной собственности, а нам еще приходится ломать свои стереотипы.

-- Какое из производств на российском рынке может быть востребованным?

-- Меня очень часто просят порекомендовать, что будет точно работать на нашем рынке?. Я всегда говорю, что нет идеальной франшизы, нужно анализировать регион, конкуренцию, конъюнктуру, учитывать очень много «но». Опыт франшизы очень индивидуален, начиная с личностных особенностей предпринимателя, его характера, воспитания и желания заниматься бизнесом, а заканчивая спросом. Производственный франчайзинг близок мелкому и среднему бизнесу, ведь те, кто занимается крупным производством, стараются быть монополистами в своем сегменте. Передаются локальные проекты, которые могут работать в областных центрах и малых городах.

Юрий Михайличенко, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга

-- Ваши доводы в пользу выбора франчайзинга, как схемы развития своего дела?

-- Переход предпринимателей в сетевые структуры дает преимущества от получения качественного товара и снижения платежей, связанных с рекламными компаниями, того, что в первую очередь формирует лояльность потребителя. Согласитесь, маленькому продуктовому магазину сложно противостоять «Ашану» или «Метро», которые открылись в нескольких кварталах от него. Думаю, ему выгоднее купить франшизу «Перекрестка» или «Пятерочки», чтобы получать поддержку от своего головного предприятия. Продолжается рост сетевых игроков, которые не подминают под себя малых предпринимателей, дают им определенную долю свободы и позволяют выживать, получая постоянную прибыль. Уверен, что подобные форматы будут расти и в будущем, сейчас они обратили свое внимание на регионы Урала и Сибири.

-- Это совпадает с мировой тенденцией?

-- Сошлюсь на мнение коллег по совету ассоциаций франчайзинга, в который входит 42 страны мира. Руководители национальных организаций зачастую являются руководителями или владельцами крупных международных компаний. Совет определяет тренды в развитии современных сетевых структур и позволяет отслеживать тенденции, связанные с глобальными слияниями. Не секрет, что для транснациональных корпораций региональные правительства уже не формируют правовую и экономическую среду, которая позволяет давить на бизнес. Возьмем, к примеру, компанию «Макдональдс», офис которой находится в одной стране, деньги в другой, менеджмент в третьей, производство в четвертой, а логистическое подразделение в пятой. Эта структура минимально зависит от власти – ужесточение условий в одной стране приводит к переводу ее подразделения в другую. Сейчас все обратили внимание на Юго-Восточную Азию, ведь европейская экономика переживает стагнацию, в том числе и во франчайзинге. По этому рынку она показывает годовой рост до 1 процента, а в Китае рост франчайзинга сопоставим с российским– около 25 процентов при потенциальном рынке обеспеченном спросом 1,5 миллиарда человек. Естественно, что оттуда постепенно пойдут бренды, которые даже не выглядят китайскими, а за ними и продукция.

-- Но при чем здесь мы?

-- У России похожая ситуация – мы создаем идеи и есть необходимость в расширении услуг. Потребность в общественном питании  у нас удовлетворена на 30 процентов. Появляющиеся предложения найдут свое место внутри России, в то же время, создавая бренд нужно смотреть на другие страны – российские компании, имеющие небольшую сеть, должны планировать выход за рубеж. Международную экспансию нужно закладывать при заказе брендирования и защите интеллектуальной собственности. Начиная думать о продвижении на территории России, закажите бренд уважаемой компании, чтобы он выглядел нормально и зарегистрируйте права на него, чтобы потом не выкупать его у злоумышленников. Сейчас это уже стало тенденцией для нашей страны – как только у компании появляется успех на региональном уровне, появляются пираты, которые столбят ее наименование за рубежом.

-- Чем в этом смысле может похвастаться наш регион?

-- Зерно, которое посеяла администрация Тюменской области, принесло свои плоды. Здесь практически создана площадка для развития регионального франчайзинга. Представительство нашей федерации появилось в Уральском федеральном округе, благодаря чему мы уже провели шесть форумов в разных городах Урала и Сибири. Это позволяет продвигаться компаниям, в том числе в небольшие муниципалитеты и малые города России. С практической точки зрения советовал бы компаниям, которые продают свои бренды использовать возможности этого региона, а потом выходить на центральные регионы страны.

-- На чью-то помощь в этом деле стоит рассчитывать?

-- Появляются новые банковские продукты, например, «Бизнес-старт» от Сбербанка России, условия которого постоянно улучшаются – сейчас он представляет помощь при покупке франшизы более сотни наименований. «Внешэкономбанк» предлагает продукт «ВЭБ-лизинг», который компенсирует затраты на приобретение оборудования по франшизе. В развитых странах его обычно берут в аренду. В этом продукте совмещены три стороны – тот, кто предоставляет франшизу, ее покупатель и государство, которое поддерживает предпринимателей.

-- И с чего посоветуете начать?

-- Новым во франчайзинге стало создание единых офисов для предпринимателей, которые уже работают в Москве. Они позволяют провести регистрацию предпринимателя, оформить кредит, приобрести франшизу и подобрать под нее коммерческую недвижимость. Это дает импульс для развития и позволяет сразу получить поддержку от государства. Многие крупные компании заявляют об интересе к развитию бизнеса в малых городах, которые по экономике уже стали интересны для глобальных игроков. Региональным компаниям, которые сейчас хотят развиваться, нужно обратить внимание на незаполненные рынки.

Читайте также

Интервью с Антоном Вихровым, директором по франчайзингу компании BB1 Accessories

Об этом и о сокращении расходов на персонал без увольнения сотрудников рассказали в "Настоящей пекарне".

Как "Настоящая пекарня" поддерживает своих франчайзи?

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru